четверг, 21 марта 2013 г.

22 марта 1943-го, Хатынь: пепел жертв и слякоть полуправды


Григорий Васюра

Игорь АЗАРОВ


«После короткой, но ожесточенной перестрелки противник отошел в восточном направлении… Для преследования отходящего противника затем были посланы большие силы, в том числе подразделения батальона СС Дирлевангера. Противник тем временем отошел в деревню Хатынь, известную своим дружелюбием к бандитам. Деревня была окружена и атакована со всех сторон… В ходе боевых действий с 34 бандитами было убито много жителей села. Часть из них погибла в пламени».
Штурмбанфюрер СС Эрих Кернер, из доклада руководству.

***

«Я был в лагере военнопленных в Киеве… Приехали националисты, где-то уже обученные, стали формировать охранный батальон. Мне дали винтовку, одели в зеленую немецкую форму. Попал в 118-й батальон, где начштаба стал Васюра… В Белоруссию нас отправили для борьбы с партизанами. Вообще, первая рота у нас была самая жестокая и преданная немцам. Большинство, если не все, составляли в ней националисты из Западной Украины».
Г.Спивак, рядовой каратель, из показаний в суде.

***

«Мы старались привлечь в полицию и администрацию белорусов, но вы не можете представить себе трудностей, которые связаны с их воспитанием, а надежной интеллигенцией здесь мы не располагаем».
Оберштурмбанфюрер СС Эдуард Штраух, референт центрального аппарата СД на совещании с коллегами в Минске, февраль 1943 года.

***

«Да, я и Хатынь вашу жег! Я стоял у сарая и в упор расстреливал тех, кто пытался выжить».
Григорий Васюра, начальник штаба карательного батальона, из показаний в суде.



Пуля для чемпиона

21 марта 1943 немецкая автоколонна в 40 км от Минска (и в 6 км от Хатыни) была обстреляна партизанами из отряда Василия Воронянского. Так нашли свою смерть гауптштурмфюрер СС Вельке, пулеметчик Шнайдер и еще трое полицаев. Были и раненые, среди них — Василий Мелешко, командир взвода в батальоне карателей: пуля слегка оцарапала его голову. Тут же по приказу Мелешко были расстреляны случайно оказавшиеся на месте перестрелки 26 жителей деревни Козыри, которые  работали на лесозаготовках.
А о гибели гауптштурмфюрера СС пришлось сообщить на самый верх, даже не Гиммлеру, а самому фюреру, ибо Ганс Отто Вельке (1911—1943) прославился еще в 1936 году, когда взял золотую медаль на Олимпийских играх в Берлине. Арийской статью этого толкателя ядра тогда восхищалась сама Лени Рифеншталь, чемпиона представили Гитлеру… И вот такой бесславный финал! Фюрер посмертно повысил Вельке в звании и назначил специальную пенсию его семье. А в Минск полетел грозный рык: «Отомстить!»
Одним из самых «эффективных» борцов с партизанами в Белоруссии являлся тогда печально знаменитый Оскар Дирлевангер (на фото) — его биография может служить хорошим пособием для специалистов по криминальной психологии. Дирлевангер, кстати, доктор политических наук (!), был мошенником, вором, браконьером, аферистом и педофилом. Но главное — хладнокровным карателем, палачом. И долгие годы на вопрос «Кто сжег Хатынь?» отвечали так: «Дирлевангер и его люди».
Но это была ложь.


Последний день Хатыни

По тревоге был поднят 118-й шуцманшафт батальон — «вспомогательная полиция», а проще — каратели. В основном этот батальон был сформирован из западных украинцев и дезертиров красной Армии. Командовал этим гнусным воинством бывший польский майор (в армии УНР — полковник) Константин Смовский. Начальником штаба у Смовского служил бывший старший лейтенант КА Григорий Васюра, одним из взводов командовал уже знакомый нам Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го батальона был штурмбанфюрер (майор) СС Эрих Кернер.
22 марта 1943 года каратели нагрянули в Хатынь, заправлял расправой Васюра — Смовский вроде бы приболел. Палачи загнали всех жителей деревни в большой колхозный сарай (амбар), обложили его соломой, облили бензином… «Дал огня» переводчик карателей Лукович. Те, кто вырывался из бушующего пламени, тут же попадали под пулеметный огонь — отличился пулеметчик Катрюк…
Жуткую смерть приняли все 149 жителей Хатыни, из которых 75 — дети до 16 лет… Единственным взрослым жителем деревни, которому судьба дала выжить, стал 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Версии расходятся: одни источники сообщают, что он сам был в горящем сарае, другие — что Каминский находился в лесу, где прятал продовольствие для партизан, что более правдоподобно… Среди черных трупов кузнец нашел и тело своего сынишки, жизнь еще теплилась в нем. Но мальчик был ранен в живот и сильно обгорел — он умер на руках своего отца… «Непокоренный» — мужчина с мальчиком на руках — центральная скульптура мемориала, открытого в Хатыни 5 июля 1969 года.
События в Хатыни воссозданы в знаменитом фильме Элема Климова «Иди и смотри». Кстати, не знаю никого, кто решился смотреть этот фильм дважды.


Ложь во спасение?

О трагедии Хатыни в СССР знали все. Писали книги, открывали экспозиции, воздвигали памятники. Но никогда не говорили правды. Ложь о Хатыни — одна из самых позорных страниц, ловкой рукой вписанных в историю войны. Убийц не хотели называть по именам. «Кто сжег Хатынь?» — «Дирлевангер». Казалось бы, есть ответ, все ясно, все просто. А вот подлинные фамилии тех, кто сжег людей в Хатыни. Главные палачи — Григорий Васюра, Василий Мелешко, рядовые — Лукович, Сахно, Спивак, Топчий, Козынченко, Катрюк, Щербань, Петричук, Варламов, Хренов, Искандеров, Хачатурян…
О том, что 118-й шуцманшафт батальон был почти полностью украинским надлежало молчать. Во имя дружбы и братства советских народов. Главный коммунист Украины Владимир Васильевич Щербицкий (1918—1990) даже просил в ЦК КПСС не предавать огласке факт участия украинских националистов в чудовищной расправе над 149 жителями белорусской деревеньки. И мудрые люди в Москве к этому прошению Щербицкого отнеслись «с пониманием».

«Ветеран труда»

«Это была шайка бандитов, для которых главное — грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку — кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови, — живописал в суде Григорий Васюра. — Повар Мышак рвался на все операции, чтобы позверствовать и пограбить, ничем не брезговали командир отделения Лакуста и писарь Филиппов, переводчик Лукович истязал людей на запросах, насиловал женщин. Все они были мерзавцы из мерзавцев».
А каким же человеком был сам Григорий Никитич Васюра?
Он украинец, родился в 1915 году на Черкащине. В 1941 году в звании старшего лейтенанта был начальником связи укрепрайона (район Киева) — дезертировал, перешел на службу к гитлеровцам. Его рвение оценили — направили в рейх, в школу пропагандистов, которую опекало «Восточное министерство» Альфреда Розенберга. Потом Васюра вновь всплыл в Киеве, в полицейской школе. Проявившему рвение связисту доверили пост начальника штаба в батальоне карателей. Васюра выслужил себе у немцев офицерские погоны и две медали. Пепел Хатыни — дело рук Григория Васюры и его батальона, где служили и дезертиры, и головорезы из Киевского и Буковинского куреней ОУН.
В 1952 года Васюра, уже успевший тщательно замести все следы, был осужден за сотрудничество с немцами на 25 лет — естественно, о Хатыни всей правды тогда никто не знал. Но добрая советская власть 17 октября 1955 года указом амнистирует не слишком перемазавшихся в крови прихвостней оккупантов.
Васюра оказался на свободе. Он даже успел получить медаль «Ветеран труда», работая заместителем директора совхоза «Великодымерский» в Броварском районе Киевской области. Васюра очень любил встречаться с пионерами, особенно 9 мая — рассказывал им о войне… Но в 1985 году старый палач возмечтал об орденке к юбилею — в военкомате пришли в движение бумаги… И обнажилась правда. Суд над Васюрой длился полтора месяца, и «Дело №104» разрослось до 17 огромных томов… В зале суда сидили только «проверенные товарищи» — некого из прессы! За тайной следил сам Щербицкий. Васюру, конечно, расстреляли. А «Дело №104» рассекретили лишь в 2008 году!

Урок, который так опоздал

Мы привыкли, что ученики опаздывают на уроки. Но правда о Хатыни, о батальоне карателей и Григории Васюре — это урок, опоздавший к ученикам.
— Дети, кто уничтожил Хатынь?
И дети открывают книжки, например, фотоальбом «Хатынь», изданный в 1979 году в Минске, и читают: Хатынь уничтожили «гитлеровцы, обуреваемые маниакальной идеей «исключительности» арийской расы, своей мнимой «сверхчеловечностью». А еще более умные дети возьмут соответствующий том Большой Советской Энциклопедии и там увидят: «Хатынь — мемориальный архитектурно-культурный комплекс на месте б.деревни Хатынь (Минской обл. БССР). Открыт 05.07.1969 г. в память жителей белорус. сел и деревень, полностью уничтоженных фаш. оккупантами».
Очень точно пишет В. Иванов, одним из первых прикоснувшийся к этой теме: «Замалчивание событий прошлого столь же пагубно, как и «переделка» в их угоду меняющимся идеологическим постулатам. Так что в черную книгу истории украинских националистов, тесно сотрудничавших в годы войны с гитлеровцами, должно быть вписано еще одно преступление — трагедия Хатыни. Правду, какой бы горькой она ни была, люди должны знать не только в Белоруссии, но и на Украине. Тем более в связи с поднимаемым на Украине вопросом примирения и уравнивания в правах ветеранов ВОВ и карателей из ОУН-УПА.
Не осознать, не осудить и вычеркнуть из памяти такое злодеяние — значит дать ему прорасти в будущем!»

Когда стало известно, что Хатынь сожгли не немцы, а каратели из 118-го батальона — в основном, как мы знаем, западные украинцы? Думаю, почти сразу после войны. Но об этом молчали. Потом, уже в 80-е, Щербицкий и Ко берегли впечатлительных и ранимых украинцев от позора, не хотели, чтобы отсветы хатынского пламени плясали на лицах киевлян, львовян и т.д. Об украинском национализме предлагалось забыть. Это было удобно. Это было «мудро». А он все время был с нами — ждал своего часа.
Если бы тогда, в 1986 году, в зале, где судили палача Васюру, где свидетелями прошли 26 бывших карателей из 118-го батальона, сидели бы не «удобные» и «свои», а киевские студенты, ученые, журналисты, ветераны войны, простые рабочие и колхозники, если бы процесс освещали СМИ — разве сейчас так комфортно было бы горлопаном из «Свободы»?

В начале материала я привел фразу из выступления важного эсэсовского чина — он сетовал, что в Белоруссии службы СС не располагают «надежной интеллигенцией». Что сказал бы оберштурмбанфюрер СС Эдуард Штраух сегодня, в 2013 году, прогулявшись по Львову?

P.S. Белорусы не требуют покаяния за Хатынь от украинцев, разделяя народ и ублюдков этого народа, изменников и палачей. Почему же безмолвствуют украинцы!

"Крымское время" №30, 21 марта 2013г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий