пятница, 29 мая 2015 г.

Археология в Крыму: докопаться до истины


фото Алексея Васильева

На днях в Керчи завершилась е жегодная международная археологическая конференция "Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья". В XVI Боспорских чтениях приняли участие около ста  ученых из России и Европы.
Не станем утруждать читателей нюансами научных диспутов, поговорим не исторических находках, а о тех, кто выдаёт древнюю историю на гора. Как изменилась жизнь и работа крымских  археологов в российском законодательном поле, что  можно и нужно еще  изменить?

Немного истории

Российская археология началась в Крыму. В середине девятнадцатого века в Санкт-Петербурге возникла организация с почти детективным названием "Комиссии для расследования древностей".  Первые раскопки комиссия провела у нас на полуострове, в Керчи, а затем в Тамани  и  Приднестровье. Работой комиссии заинтересовался и взял под свой  контроль император Александр  II, в результате чего комиссия получила титул "императорская" и стала  именоваться "Императорской археологической комиссией". Подчинялась она министерству императорского двора и уделов , а заседания её проходили в   Зимнем дворце . Бюджет Комиссии был астрономический – до ста тысяч рублей в год! Это и понятно: великая Россия, со своей многовековой историей должна была знать о своём прошлом всё. "...Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю...." Вероятно тогда эти слова Плутарха были девизом  каждого русского ученого.

В советские времена ситуация изменилась, не в лучшую сторону, ведь история страны Советов де юре началась в 1917 году, а то, что было до "величайшего этапа в развитии человечества" исследовалось, хоть и  добротно, но ... Достойные деньги для проведения археологических работ остались в "проклятом имперском"  прошлом.

В последние два десятилетия Украина не выделяла ни копейки  на проведение раскопок в Крыму. Это можно понять, ведь артефактов украинской государственности на полуострове не было в принципе.    И в Киеве это, наверное, понимали.

Правовая неразбериха

О задачах новой крымской археологии  обозревателю "Нового Крыма" рассказал директор Института археологии РАН академик Николай Макаров: "Задачи простые: положить конец грабительским раскопкам, укрепить и поддержать научные археологические организации (вопрос о ведомственной принадлежности некоторых из них пока не ясен), продолжить научные раскопки там, где они проводились и проводятся, четко соблюдать законодательство о сохранении археологического наследия, планировать современное развитие так, чтобы избегать разрушения памятников. Эти подходы распространяются и на другие регионы России. Важно, чтобы эти принципы соблюдались".

Золотые слова. Особенно про соблюдение принципов. А как обстоит дело на самом деле? На полуострове второй год продолжается  неразбериха со статусом официальных научных заведений Крыма, что  порождает огромное количество организационных проблем. Как заметил мой коллега Дмитрий Степанов, до   сих пор не произошло формального переподчинения научных структур Республики Крым московским научным учреждениям. Это, помимо прочего, ведет к подковерной  борьбе за директорские кресла внутри крымского научного сообщества, и рождает другие проблемы. Например, институт археологии Крыма могут выселить из старинного здания, которое археологи занимают с момента  основания института. И кто в этом случае  заступится за археологов? Институт археологии РАН? Нет, он помочь не в состоянии, ведь институт археологии Крыма подчинен ... Министерству    образования ,   науки   и   молодежи Республики Крым. А ведь еще пять лет назад   Владимир Путин обратил внимание на то, что  "археологическая наука оказалась без конкретного кураторства со стороны федеральных органов власти. Она находится как бы на стыке разных ведомств..." Похоже за пятилетку ничего не изменилось.

На энтузиазме

- Я всю жизнь копаю бесплатно, – говорит  заведующий отделом греко-варварской археологии Института археологии Крыма государственного бюджетного научного учреждения Республики Крым Сергей Ланцов. – Конечно, мне платили зарплату, как сотруднику института археологии. Но не более, чем. Вот сейчас я занимаюсь греко-скифским и городищ ами   Беляус и Кульчук. Беляус исследуют  ежегодно свыше пятидесяти лет: раскопали уже более   шести  тысяч квадратных  метров – стены, башни... И никто никогда  не получал каких либо средств, для проведения археологических работ.

- Даже при Советском Союзе деньги на раскопки не выделялись, или выделялись неохотно,  – вспоминает Сергей Борисович, -
эта грустная традиция продолжалась и после развала страны. Если что-то и выдавали на паспортизацию объектов, то уж точно не на главное – не на академические исследования. Работали на энтузиазме. В минувшие годы нас спорадически финансировал Комитет по охране культурного наследия АРК, но всё зависело от конкретных людей, от их отношения к делу. Так, в самые трудные  девяностые годы нам  сильно помог тогдашний  председатель рескома по охране культурного наследия Крыма Анатолий Литвиненко. Анатолий Григорьевич сам объезжал все раскопки и умело перераспределял средства на те объекты, где они особенно были нужны.

Когда не было денег археологов выручали волонтеры -  желающие бесплатно поработать. И конечно, студенты.
Нана Куликова, управляющий партнер агентства Русинтернетком  SMM/PR/DIGITAL , с ностальгией вспоминает о студенческих годах проведенных на археологических раскопках. Своими пожеланиями она поделилась с нашей газетой : " Нельзя прерывать практику помощи российских студентов в археологических раскопках. Студенты гуманитарных факультетов с большим рвением и удовольствием всегда ездили в такие трипы, и, надо сказать – не пить и бездельничать, а приносить реальную пользу. Например, еще в 2004 году, в Ольвии при поиске древнего театра я самолично нашла "первое ольвийское золото", безусловно, никакой черной археологии – все было передано в музей".

К счастью и сегодня  никто не лишает  студентов активного отдыха с лопатой. И волонтеры в Крыму по прежнему желанные гости.

Первым делом – раскопки, ну а денежки?

- Сегодня крымские археологи лишились щедрых международных грантов, – продолжает Ланцов. – так недавно по грантам Евросоюза на изучении римского присутствия в Черноморском регионе работали  археологи пятнадцати стран! После введения международных санкций нас "вычеркнули из списка"... Но есть и хорошая новость – российские гранты. Они довольно весомые и получить их вполне реально, что я и успел сделать еще в прошлом году. Насколько мне известно, уже в этом году пять  крымских экспедиций Института археологии Крыма будут работать на российских грантах.

- Справедливости ради замечу, что есть вид раскопок на которые государство выделяет огромные деньги: десятки миллионов рублей , -  уточняет собеседник, – это т.н. "новостроечные работы". К примеру, если ведется грандиозная стройка, или нужно проложить линию электропередач, то по российскому законодательству полагается тщательно обследовать территорию. Причем заниматься этим разрешено всевозможным кооперативам и даже частным лицам. Можете представить какая грызня идет за эти миллионы?!  Конечно, такие горе-исследователи нанимают археологов, но ученые получают гроши, а основное загребают дельцы.

Границы – не на века

- В этом года, как и в прошлые годы в Крыму будут работать российские экспедиции, – рассказывает Сергей Ланцов. – В экспедициях появляются новые лица, а вот некоторые  старые ученые, наши  друзья уже не приезжают. Они живы-здоровы, с ними всё хорошо. Даже лучше. Часть питерских ученых уже давно живёт в ...Дании. Бывшие питерцы теперь датские академики Королевской академии наук!  Какое-то время они умудрялись жить в Дании и работать в Крыму (на датские деньги!) – сейчас этот номер не проходит.

Как известно из открытых источников  в Крым вернутся и украинские экспедиции. Ведь настоящим ученым не до границ -  они  имеют дело с тысячелетиями! Так, нашу организацию (раньше она называлась   Крымский филиал Института археологии НАН Украины  ) последние четыре года возглавлял выдающийся ученый, специалист высшего уровня в археологии палеолита  Виктор Чабай. В дни воссоединения Крыма с Россией Виктор Петрович, вместе со своим отделом, уехал на Украину и возглавил там всю полевую археологию. Но он не прекращал отношений с российскими археологами.  Виктор Чабай связался с известным  российским археологом академиком Анатолием Деревянко,  возглавлявшим до недавнего времени Сибирское отделение РАН , и в ближайшее время, коллеги намереваются приехать в Крым, для работы (за евросоюзовский  грант)  на тех объектах, которые они вели ранее.

Вместо комментариев, закончу  рассказ словами президента нашей страны: "Хочу еще раз повторить избитую истину, но тем не менее важную; от того, что мы ее повторяем часто, она не становится менее важной – не зная своего прошлого, невозможно строить и будущее".


Комментариев нет:

Отправить комментарий