пятница, 14 марта 2014 г.

Мы с гармошкой и частушкой все сумеем пережить!



 Марина ГУСАРОВА
 Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА

 Такой выставки в Крымском этнографическом музее точно никогда не было! В рамках уже анонсированного в нашей газете проекта «Мое хобби» здесь открылась экспозиция «Гармошки звонкий голосок», где было представлено около полусотни инструментов из коллекции Валентина Наумкина. Среди них — гармоники губные, тульские, вятские, саратовские, баяны, немецкие и итальянские кнопочные аккордеоны и даже австрийский бандонеон!
Древнейшим прародителем одного из самых демократичных инструментов, по мнению исследователей, является китайский язычковый духовой инструмент шэн. А вот первые гармоники в России появились в конце XVIII века. И уже в середине XIX века кустарное производство этих инструментов наладили в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях. Гармонь становится поистине народным инструментом — в России вырастает целая плеяда мастеров и исполнителей-самоучек, многие из которых могут заткнуть за пояс и профессионалов.
Из их числа — и Валентин Наумкин. Мальчишка из мордовской деревни, освоивший профессии телеграфиста, зубного техника, служивший на атомной подлодке, через всю жизнь пронес пламенную страсть к гармони.
 — Собирать свою коллекцию я начал лет сорок назад, — рассказывает Валентин Павлович. — Скажу даже точнее: это был 1972 год — именно тогда я сделал свою первую гармошку из немецкого аккордеона, который привез с войны мой отец. И с тех пор просто прикипел душой к этому инструменту! 


Наумкин признается — вначале идея выставки ему не очень нравилась и вот почему:
— Конечно, мечтал я раньше сделать концертный зал, хранить там эти инструменты и профессиональных гармонистов приглашать, чтобы играли. А в музей — как в могилу ставить!
Впрочем, открытие экспозиции вышло вовсе не сухим и скучным. «Разогрел» публику ансамбль «Российская песня», а вскоре на импровизированную сцену в зале музея вышел уже сам коллекционер. Сначала уверенно взял в руки восьмиголосную гармонь, сделанную горьковскими мастерами, потом — саратовскую, работы знаменитого мастера Петра Текучева, которую отец Валентина Павловича, тоже знатный гармонист, заказал себе на девяностолетие — и из-под пальцев одна за другой полились известные всем мелодии! Играл, как жил — свободно, радостно, от сердца. Наверное, такой игрой и покорил Наумкин слушателей на I Международном фестивале «Играй, гармонь!» в Новосибирске.
— Гармонистами были и мой дед, и даже мама, — улыбается собеседник. — В маминой деревне, кстати, только женщины играли — мужики это дело не жаловали, считали баловством. Вообще гармонь тогда в деревне центром жизни была: не у телевизора диван протирали — пели на завалинке, плясали, на каруселях ярмарочных катались — там даже специальные гармонисты были — но теперь этот пласт культуры уже практически потерян. Умирает деревня, уходит и гармонь… А ведь как играли — особенно на свадьбах. Сколько под мою гармонь девчонок наших замуж повыходило — не сосчитать!
Вернуть гармонь людям, особенно молодому и даже юному поколению — именно такую сверхзадачу ставят перед собой организаторы выставки, которая продлится до 21 марта. А с 24 февраля по 2 марта, когда заиграет широкая Масленица, в этих стенах для крымских школьников пройдут театрализованные представления, организованные Крымским этнографическим музеем и Крымским университетом культуры, искусств и туризма.
В этот день здесь не ждали множества посетителей — и Украина, и Крым все еще находились во власти политического противостояния. Но люди пришли, чтобы отдохнуть душой и зарядиться оптимизмом — хотя бы от этой частушки:
Трудновато стало жить,
Да не время нам тужить,
Мы с гармошкой и частушкой
Все сумеем пережить!


 "КВ"  №   22 от 27.02. 2014 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий