вторник, 10 декабря 2013 г.

В Каире всё спокойно. В Луксоре и Хургаде тоже

Ну, улыбнись!
Алексей ВАСИЛЬЕВ,
Фото автора

   Летим в Египет. Под крылом самолёта о чем-то поёт снежная позёмка Подмосковья. Самолёт прощается с Домодедово и уверенно держит курс на международный аэропорт в Каире. Пролетаем Крым. Привет! В наушниках - классическая музыка. Улыбчивые cтюарты разносят напитки: «Вота,  джююс, плис?». «Ноу, сэр, - поражаю наповал своим английским, -  мне лучше  горячего  «тии»  с лимоном!» Улыбается. Понимает.
Foto Wojciech Zamiar


  Лечу в Каир, чтобы лично  убедиться, насколько страна, недавно  переболевшая революцией, безопасна для посещения. В Египет я отправились по приглашению министра туризма г-на Хишама Заазу (на фото - справа)Н в составе украинской делегации Международной федерации журналистов, пишущих о туризме (FIJET). Помимо меня, Крым и Украину представляет главный редактор крымского туристического журнала «Терра Таврика» (и постоянный автор «КВ») Вячеслав Хачатурян. На соседних креслах российская делегация FIJET: Наталья Тарасенко и Александр Прохоров.
В центре Каира
          В начале октября 2012-го  в Египте прошел 54-й ежегодный Конгресс  FIJET, тогда около 150 участников форума туристической прессы из тридцати стран мира в течение недели исколесили сотни километров от Каира до Эль- Аламейны и получили возможность увидеть и оценить послереволюционные египетские реалии. Об этом в №115 нашей газеты (от 27 октября 2012 года) была опубликована статья моей  коллеги Елены Горной. И вот  через год  Египет снова зовёт к себе фижетовцев, чтобы мы снова донесли миру: отдых в послереволюционном Египте вновь стал комфортным, доступным и безопасным. Хлопоты официального Египта понятны – туризм занимает одну из основных статей пополнения бюджета страны.

   Сразу оговоримся: понятие «безопасность» - из области философии. Абсолютной безопасности нет нигде в этом опасном мире: травмироваться можно и в собственной ванной. Впрочем, стращать россиянина, и, тем более,  жителя Украины,  революциями - всё равно, что пугать ежа… 


Делегация FIJET  у храма царицы Хатшепсут. Ноябрь, 2013

Так, на одном из главных египетских туристических объектов  - главном государственном святилище Нового царства Карнакском храме Ипет-Исут, находящемся неподалёку от  бывшей столицы Древнего Египта  Луксоре - я был просто погружен в толпы  русскоговорящих туристических групп. Тогда мне показалось, что русские, украинцы и белорусы – основные туристы  в Египте. Это чувство вновь вернулось ко мне, когда, пересекши, аки Моисей, Аравийскую пустыню (правда, по отличной асфальтированной дороге) мы оказались на берегу Красного моря в  Хургаде.
Наталья Тарасенко, Алексей Васильев и Александр Прохоров в Карнакском храме, 2013г.

  Но побудем еще немного в Луксоре, в этом крупнейшем в мире музее под открытым небом. В самом городе также находятся развалины известного  храма, возведённого во времена правления фараона Аменхотепа III в честь бога Амона.
 Вячеслав Хачатурян в  храме царицы Хатшепсут

Двухкилометровая аллея сфинксов, залы, украшенные монументальными рельефами и надписями, двор с колоннами, статуи фараонов. 



У северного входа в храм  — четыре колосса-монолита и  обелиск. Когда-то обелисков было два, но один из них перевезен в XIX веке  в Париж, на площадь Согласия. Помню, видел такой во французской столице.  
Русские туристы в Карнакском храме, ноябрь 2013

    Заметим, что сам по себе современный  Луксор (бывшие Фивы)  не представляет особого интереса:  его архитектура и санитарное состояние оставляют  желать лучшего. Но вот что интересно, как бы не была далека от санитарных вершин и архитектурных изысков жизнь луксорцев и остальных египтян,  туристические объекты, турбазы и гостиницы находятся (во всяком случае, там, где мы побывали) в почти идеальном состоянии.
На улочке Луксора, 2013
   Оставляем Луксор после посещения главных достопримечательностей левого берега Нила -  знаменитого фиванского некрополя, включающего  Долину царей,  погребальный храм царицы Хатшепсут и Колоссы Мемнона.  
Страж храма, 2013
   К слову, во время осмотра египетских диковин  за туристами ненавязчиво, но пристально приглядывают местные  служащие, дабы кто не соблазнился отковырнуть на память частичку фараоновой скульптуры или начертать на древней росписи свои короткие пожелания. Есть у надсмотрщиков и свой дополнительный нехитрый бизнес. Так, они охотно покажут лучшую точку для съемки,  сфотографируют вас на ваш фотоаппарат, или же сами снимутся с вами в обнимку. За этот труд им следует отстегнуть «бакшиш» - один-два фунта (египетский фунт практически равен украинской гривне). Просто так, на халяву, египтяне фотографироваться не любят.   

  Не станем лукавить – все экскурсионные объекты мы посещали в сопровождении полицейской машины и вооруженного  улыбчивого  охранника, сидящего в салоне автобуса. Собственно, так сопровождают все туристические группы в Египте.  Как говорится, береженого Ра бережет. Но было бы не совсем честно бить себя в грудь перед читателями, рассуждая о безопасности в сопровождении такой охраны. А так как журналисты из России и Украины отправлялись домой спустя два дня после официального завершения поездки, у нас появилась замечательная возможность самостоятельно  прогуляться по Каиру. 

И, конечно же, побывать на окраине города, в поселении Гиза. Как же не поглазеть на пирамиды? Многоэтажные трущобы вдоль дороги снова не отличались изысканной архитектурой и чистотой. Но мы же едем любоваться пирамидами, а не каирскими окраинами! Раздражает навязчивость продавцов сувениров. Однако как мелка эта суета пред величием пирамид!


  Времени для изучения Каира у нас оказалось не так-то и много. Но отказать себе  в плаванье по Нилу на небольшом катерке мы просто не смогли. За умеренный бакшиш к нам  на палубу даже доставили  пиво (со спиртным в арабских странах напряженка).


    В последний день в египетской столице мы выбирали маршрут  между экскурсией в Каирский музей и посещением Коптского квартала. Остановились на последнем. И не пожалели. Христианам (прежде всего), оказавшимся в столице Египта,  надо обязательно побывать в этом насыщенном историческими памятниками квартале Старого Каира.    
   Двух коптских священников мы встретили в первый же день в Каирском аэропорту. Но заговорить с ними, а, тем более, сфотографировать не решились. Вид у них был такой, как будто они только что шагнули со страниц Ветхого Завета. А вы бы отважились сфотографировать живого Мафусаила? 


  
    Копты – египетские христиане, не арабское коренное население страны. Коптский квартал в Каире – шесть церквей, мало изменившихся с момента постройки, старое кладбище и музей. В часовне Святого Георгия, например,  хранятся фрагменты его мощей,  железный ошейник на цепи, на котором держали Георгия перед казнью. Считается, что человек, примеривший ошейник, не только приобщается к подвигу святого, но и излечивается от недугов. Знаю я некоторых политиков, которым неплохо бы примерить этот ошейник!


   Рядом с часовней и храмом – старинное кладбище. Склепы и надгробия выполнены, в основном,  из белого мрамора. Могилы находятся не в идеальном состоянии, между тем, на погосте порядок, а кладбищенский служащий моет из шланга  мраморные надгробия.
   Больше всего на кладбище  меня поразила небольшая церковь Девы Марии. В ней за алтарной частью  есть ход в подземную часовню. На стене мраморная табличка с трогательной  надписью на русском языке в дореволюционной орфографии:

 В центре часовенки колодец, водой из которого омывала Мария своего божественного Сына… Церковный служитель обязательно предложит и вам омовение – из ковша польёт вам на голову или на ладони. Не забудьте отблагодарить служителя. Нет, это не бакшиш, это пожертвование…   

          Приятным открытием для нас стал музей, в котором русский турист, к сожалению, гость редкий.  Основанный в 1901 году Коптский музей находится внутри развалин римского форта Вавилон. Экспозиция насчитывает около 1600 предметов, собранных из различных регионов по всему Египту, и считается самой полной иллюстрацией коптской истории. Цена билета в этот потрясающий музей всего 60 фунтов (для членов FIJET – бесплатно, хотя стране очень нужны деньги). К примеру, столько же стоит посещение Бахчисарайского музея (не всех экспозиций). Но сравнивать эти два туристических объекта язык не повернётся.
Вид из "моего" окна
      Побывать поздней осенью в Египте и не позагорать пару дней на пляже, а также не окунуться в очень солёные воды Красного моря – нонсенс. Излюбленное место русских туристов для подобного отдыха – Хургада. Почти все отдыхающие в отелях этого города -  русские. Здесь вам не надо упражнятся в вашем плохом английском. Говорите по-русски – поймут! Провести осенние или зимние месяцы в Хургаде стало правилом хорошего тона среди «среднего класса» русскоговорящего мира. Если вы в разговоре в Москве упомяните, что отдыхали в «деревне Хургадовке», сразу поймут, о чем речь. 
Тарелки для супа не велики.  Зато для других блюд - о-огромные!!!

К сожалению, нет места живописать все прелести отдыха в  хургадинских отелях, эдаких коммунистических  базах  отдыха. Коммунистических, от слова «коммунизм» - той заветной сказки наших бабушек-дедушек, в которой можно  жить без денег в своё удовольствие, есть и пить, сколько душа пожелает: всё включено. Из Хургады, как и из других египетских курортов, проводятся экскурсии ко всем достопримечательностям  страны. Цены… Приятно поражают


. В построенном в неомавртианском стиле отеле Sun Rise, где мы останавливались, я разговорился с жительницей Севастополя (!!!)  отдыхающей здесь шестой (!!!) раз. Парадокс, но жителю Украины и даже крымчанину сегодня выгодней отдыхать в Хургаде, чем, скажем, в Алуште. Даже с учетом авиаперелета отдых у Красного моря выходит дешевле, чем в Крыму. Или почти так же. 

Но круглогодичное теплое море, жаркое солнце, бесплатная еда, изысканный сервис – эти бонусы перевешивает любые крымские заманухи. Пока в Крыму думают, как очередной раз взвинтить цены, египтяне размышляют, как привлечь туриста. Ну, исторические памятники – понятно. Курортный отдых тоже. Что еще придумаешь, когда вокруг только  песок и вода? Но придумывают!

 Мы были первыми посетителями открывшегося в Хургаде парке песчаных скульптур Sand City: песок, вода, немного цемента и таланта –  шедевр готов.  К тому же, художественный уровень песчаных изваяний, выполненных скульпторами со всего мира, не идёт ни в какое сравнение с бетонными уродцами крымских парков миниатюр.           


    Что же касается воды, то по разновидности водного отдыха египтяне также держат пальму первенства. Это и выход в море на катере  с нырянием  и банкетом на палубе. Или погружение на дно морское в желтой  подводной лодке, организованной Sindbad submarines. Наши туристы в восторге от этих нехитрых забав.
Луксор, 2013
    Во всех городах, где мы были - Каире, Луксоре, Хургаде - с нами встречались мэры и первые лица эти городов, которые лично заверили нас  в безопасности и комфорте отдыха. И не обманули.

   В этой статье я только вкратце описал наше путешествие. Агитировать  не собираюсь (всегда найдутся недовольные чем-то), но, если у меня появится возможность и позволит зарплата, я обязательно вернусь в Египет, но уже с супругой. Вдвоём ведь всегда веселее!     

Авторский вариант статьи.
 Слегка сокращенный вариант опубликован в газете "Крымское время" №134 от 12 декабря 2013г.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий