пятница, 4 октября 2013 г.

«Бешеные деньги»: любовь в рамках бюджета



Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА 

 Весной прошлого года исполнилось 190 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, великого русского драматурга одновременно и наиболее точно показавшего, и опередившего свое время. Именно в этом «сочетании несочетаемого» заключается главный секрет непреходящей популярности его пьес.
 Очередная премьера начавшегося сезона — «Бешеные деньги» — уже пятая по счету пьеса Островского в репертуаре Крымского академического русского драматического театра им. Горького. Это не случайность — скорее, закономерность. Во-первых, уже само присутствие в названии театра слов «русский драматический» и «академический» к этому обязывает. Во-вторых, именно в пьесах Александра Островского некогда блистали на этой сцене великие русские актеры Мария Савина, Гликерия Федотова, Вера Комиссаржевская, Митрофан Иванов-Козельский.
Но вернемся к премьере. В пьесах Островского деньги — именно тот незримый «персонаж», который не только помогает раскрыть характеры героев, но порой весьма жестко проверяет их «на вшивость». И давняя истина, что злом являются не сами деньги, а отношение к ним, звучит здесь особенно остро и современно. 


 Какая же красавица не мечтает подцепить богатого мужа? Правда, миллионеров на всех не хватает — ни сегодня, ни во времена Островского. Вот и приходится очаровательной Лидочке Чебоксаровой (Нина Станиславская) и ее мамаше Надежде Антоновне (Валерия Милиенко) крутиться в поисках перспективного жениха. Ведь годы идут, а подходящей партии все нет… Давние поклонники — вальяжный Иван Петрович Телятев (Юрий Хаджинов), шустрый Егор Дмитрич Глумов (Алексей Аносов) и пожилой, но весьма охочий до женских ласк Григорий Борисович Кучумов (Валерий Юрченко) — не в счет: один давно женат, другие связывать себя узами Гименея не собираются. Где же найти денежного простака?
Провинциал Савва Геннадьевич Васильков (Антон Навроцкий) нашелся сам. Влюбился страстно и горячо, женился и даже оплатил дочкины и мамашины астрономические долги. Но потом испортился. Или обеднел — кто знает? И твердой рукой вставил жену и тещу в рамки семейного бюджета.
Ну, какой красавице понравится переезд из хором в тесный домишко, отсутствие прислуги и денег на наряды? Мама и дочь в отчаянии: первая тихо стенает от безденежья, а вторая, бросив в сердцах: «Бедность — вот бесчестье!», всерьез готова пуститься во все тяжкие…


Вот тут-то и выходит на сцену тот самый незримый «персонаж» — деньги. Именно они становятся для каждого героя спектакля пресловутой «лакмусовой бумажкой», которая и определит их жизненную философию. Истина здесь глаголет устами жуира и гуляки Ивана Телятева: есть деньги умные, а есть бешеные. Один из исследователей творчества Островского так определил последние: "Бешеные деньги — значит, деньги случайные, непоседливые, которые в кармане надолго не задерживаются. Всегда их не хватает, все за ними охотятся, да только не каждому они достаются».
 Увы, в современном мире умных (то есть, заработанных честным трудом) денег все меньше и меньше, а бешеных — все больше. Посмотрите хотя бы передачу «Свiтське життя» — и увидите, кто пускает на ветер миллионы, когда остальные получают копеечные пенсии и нищенские зарплаты. А ведь эти деньги тоже могли бы стать «умными», если бы хоть одной красотке с увеличенной грудью и накачанными губами хватило ума и сердца направить бабки очередного богатенького «папика» не на бесчисленные шопинги в Париже и Милане, а на лечение детей, больных лейкемией!
 Что же противопоставляют Островский и его герой — Васильков — обществу бездумного потребления? Ответственность, труд на благо людей, рачительное отношение к деньгам и, конечно же, любовь. Не развращающую страсть, которая нуждается в постоянных финансовых «подпитках» в виде норковой шубки, бриллиантового колье и отдыха на Канарах, а глубокое чувство, которое способно трезво оценить любимого человека и помочь ему найти правильный путь в этой жизни.
Спектакль «Бешеные деньги» — это еще и актерский ансамбль, где плечом к плечу воплощают замысел автора и режиссера и опытные актеры, и молодежь, на которую, собственно, и сделал ставку режиссер-постановщик Юрий Хаджинов. Важно и то, что молодым исполнителям здесь есть, у кого поучиться: Валерия Милиенко и Валерий Юрченко, которые на Островском, как говорится, «собаку съели», уверенно и очень точно лепят характеры своих героев.
И еще. Есть ли опасность у «Бешеных денег» обрасти хрестоматийным глянцем и «зависнуть» в рамках школьного абонемента? Думаю, все-таки нет — ведь тема денег, особенно тех самых, бешеных, в нашу эпоху вялотекущего экономического кризиса актуальна как никогда.

"КВ" № 193 от 3 октября 2013 г.







Комментариев нет:

Отправить комментарий