четверг, 26 сентября 2013 г.

«Хайтарма» - половина истории одного народа

  
Александр МАЩЕНКО 

 «Из всех искусств важнейшим для нас является кино» 
Владимир Ульянов (Ленин)
 «Мы убеждены, что кино представляет собой самое современное и научно обоснованное средство воздействия на массы».
 Йозеф Геббельс 

 В прошлое воскресенье я наконец-то посмотрел «Хайтарму». Увы, «первый художественный фильм в истории крымскотатарского народа» оказался пропагандистской поделкой. А «история одного народа», показанная в картине, - лишь половиной истории этого народа. Я, конечно, не биограф Амет-хана Султана, но если опираться на документальную повесть Буты Бутаева «Амет-хан Султан» и ряд других мемуарных источников, то придется констатировать: в жизни все происходило, мягко говоря, не совсем так, как в фильме. «Хайтарма» поражает своим неправдоподием уже в самом начале, когда два советских истребителя вступают в неравный бой с одиноким тяжелым и неуклюжим фашистским «юнкерсом». Спросите у любого летчика, он вам скажет, что шансы «юнкерса» в таком бою «ниже нуля». Однако в кино немец умудряется подбить один из наших самолетов, а Амет-Хан Султан, неизвестно куда израсходовав весь боезапас, таранит фашиста. Кстати, по фильму, этот «героический бой» происходит 9 мая 1944 года где-то под Севастополем, хотя если верить списку воздушных побед Амет-Хана Султана, единственный вражеский самолет в Крыму он сбил 24 апреля в районе мыса Херсонес, и это был истребитель «Фоккевульф-190». 


 В картине одна нелепица громоздится на другую, другая – на третью, третья – на четвертую. Ну вот, например, Амет-Хан Султан отправляется в отпуск к родителям в Алупку на… самолете, приземляется где-то в поле, бросает боевую машину и как ни в чем не бывало отправляется домой… Родители, естественно, накрывают на стол. «Люди, хочу выпить за Победу! – поднимает тост отец Амет-Хана. – За воинов, которые ее приближают, и конечно, за нашего дорогого Иосифа Виссарионовича Сталина – отца всех народов Советского Союза». «Ура! Ура! Ура!» – отвечают ему стоя все участники застолья. А через несколько секунд мы слышим, как офицер НКВД, за спиной у которого висит на стене портрет товарища Сталина, командует по телефону: «Приступить к операции». 

И начинается депортация. То есть, если верить фильму, крымские татары вплоть до 18 мая 1944 года считали Сталина отцом своего народа, души в нем, можно сказать, не чаяли… Хотя сегодня ни для кого не является секретом, как на самом деле многие крымские татары относились к советской власти и «дорогому Иосифу Виссарионовичу Сталину». Так зачем врать-то? Зачем притворяться? Чего в «Хайтарме» в избытке, так это пафоса – торжественного, демонстративного, надрывного. Режиссер стремится любой ценой выжать из зрителей как можно больше слез, не жалея штампов для изображения нелюдей из НКВД, выселяющих мирный ни в чем не повинный крымскотатарский народ с родного полуострова. Энкавэдист советует татарам бросить старуху, которую они тащат на носилках, а лучше взять побольше еды, но татары своих, естественно, не бросают. Энкавэдисты тащат женщину, а в заколоченном наспех доме плачет ее брошенный ребенок. Энкавэдист долго бьет ногами лежащего на земле татарина.

 Энкавэдисты тащат в вагон безногого татарина-инвалида в гимнастерке с боевыми медалями на груди. Энкавэдист спускает овчарку на пытающуюся бежать татарку. Энкавэдисты бросают в вагон беременную крымскую татарку. Среди брошенных в спешке во время депортации вещей валяется детская игрушка – голый пупсик… Старики-татары приходят к энкавэдисту и говорят: «Никуда мы не уедем, лучше убейте здесь». На что циничный энкавэдист отвечает: «Ну, вам виднее, где лучше». И спокойно так в них стреляет, а за спиной у него – ну конечно, висит портрет Иосифа Сталина. В общем, кровь должна стыть в жилах у зрителей и членов жюри всевозможных конкурсов, по которым теперь будут возить этот «шедевр крымскотатарского кинематографа». 

 Одна из героинь фильма, пожилая крымская татарка, произносит программную для идеи фильма фразу: «У меня пять внуков погибли на войне. Шестой внук сражается за нашу землю. Увидишь его, скажи ему, что он предатель». Между тем, по данным серьезных крымских, украинских, российских, немецких, британских (выбирай на любой вкус) историков, в период с ноября 1941 по май 1945 года на стороне Гитлера воевало от 15 до 20 тысяч крымских татар. Это факт, от которого нельзя отмахнуться. Куда же так ловко спрятали эти десятки тысяч фашистских пособников сценарист и режиссер фильма? И главное, зачем? Признание того, что значительное количество крымских татар поддержало фашистов, не делает предателями весь народ и не оправдывает депортации. Особенно учитывая, что у татар было не очень много причин любить советскую власть. Но это признание нужно, иначе жизнь превращается в сказку. Выселение татар из Крыма – это трагическая история, а не черно-белый лубок со злодеями с одной стороны и святыми – с другой. В финале «Хайтармы», в титрах, мы читаем: более 30 тысяч крымских татар участвовало в Великой Отечественной войне, защищая родину. 
Эти титры требуют продолжения: около 20 тысяч крымских татар участвовало в Великой Отечественной войне на стороне Гитлера – пусть даже таким своеобразным путем они тоже защищали свою родину. В картине есть такой эпизод. Амет-Хан Султан хамит офицеру НКВД. Энкавэдист спрашивает у летчика: «Почему не носите звезду героя, которой вас наградил товарищ Сталин?» (Сталин у режиссера и сценариста вообще в каждой бочке затычка – автор.). «В бою сквозь гимнастерку давит», - отвечает Султан. Так вот для справки: в жизни звезды Героя Советского Союза Амет-Хану не давили. Причем свою вторую звезду он получил уже в 1945 году – после депортации крымских татар в Среднюю Азию. Еще штрихи к правдивому, а не киношному портрету героя: Амет-Хан Султан – член КПСС с 1942 года, лауреат Сталинской (!!!) премии за 1953 год. Он никогда не был диссидентом и всю жизнь честно служил «проклятому тоталитарному советскому режиму». Теперь о семье Амет-Хана. После выселения крымских татар командующий 8-й воздушной армией генерал авиации Тимофей Хрюкин приютил родителей Султана у себя на родине – в Краснодарском крае, в станице Приволжской.

 А вскоре после войны отец и мать героя вернулись домой, в Крым. Летом 1945 года Амет-Хан Султан навещал их вместе с семьей – женой Фаиной (девичья фамилия – Данильченко) и грудным ребенком - Стасиком. Кстати говоря, Амет-Хан женился на Фаине чуть ли не сразу после депортации - летом 1944 года, так что никакой киношной невесты Фериде, скорее всего, тоже не было. Вот как вспоминал о встрече с Амет-Ханом в Алупке летом 1945 года дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Арсений Ворожейкин: «Фашистская Германия разгромлена, Япония капитулировала. Наступил долгожданный мир. С большой радостью я с женой Валей и дочкой поехали в Крым. Дом отдыха в Алупке располагался на самом берегу моря. Позавтракав, мы спешили купаться, потом лежали на камешках и жмурились от ласкающего сентябрьского солнца… — Арсен! — раздался вдруг громкий голос. Рядом стоял мой знакомый — майор Амет-Хан Султан при полном параде, с орденами и медалями. Особенно ярко на солнце блестели две Золотые Звезды (как я уже замечал, в жизни эти звезды Султану сквозь гимнастерку не давили - автор.) — Я узнал, что ты у нас на отдыхе и заспешил сюда. Давно здесь? — Сегодня утром приехали, — пожимая протянутую руку, сказал я, познакомил его с семьей и, продолжая разговор, спросил: — А ты? — Два дня дома. Приехал повидать родителей. Всю войну не виделись. Верховный пожалел, не выселил моих из Крыма...» 

И еще одна цитата – из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан». «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать татарка. Жил он в Москве. Дагестанцы его считают своим героем, а татары - своим. - Чей же ты? - спросил я его однажды. - Я герой не татарский и не лакский, - ответил Амет-Хан. - Я - Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга? Я - человек». В общем, иначе все было в жизни, совсем иначе. И эта жизнь, увы, не уложилась в ходульную псевдоголливудскую схему «Хайтармы». Между тем, режиссер мог бы снять по-настоящему правдивый фильм об Амет-Хане Султане, который действительно раскрыл бы трагическую судьбу его народа. Но этот фильм должен был бы рассказывать о том, что пока Амет-Хан сражался с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны, его младший брат Имран служил фашистам в Крыму. Во всяком случае, это следует из книги того же Буты Бутаева и из ряда других публикаций. Цитирую фрагмент книги Бутаева «Амет-Хан Султан», в котором описывается настоящий, а не киношный приезд героя в Алупку 17 мая 1944 года. «— Кстати, отец, где Имран? — огляделся Амет-хан в поисках младшего брата. Когда он отправлялся в предвоенном году к месту назначения после окончания Качинской школы военных летчиков, Имран был еще мальчишка-подросток. За эти годы он наверняка вырос, стал юношей. 

Только теперь Амет-хан обратил внимание, что Имрана среди встречавших не было. — Сам не пойму, где он до сих пор, — пожал плечами Султан. — Ушел утром. Сказал, вызывают в военкомат. Куда денется, придет. Уклончивый ответ отца, пустынные улицы Алупки вызвали у Амет-Хана какую-то смутную тревогу. Однако тосты однополчан, счастливые лица родителей, не спускавших с него глаз, заглушили тревожное предчувствие…» Потом идет описание начала депортации. И: «…Дежурный офицер проверил документы Амет-хана и попросил немного подождать. Вскоре к штабу подъехал «виллис», из которого вышел высокий пожилой полковник. Он пригласил молодого летчика в кабинет, спокойно выслушал сбивчивый рассказ Амет-Хана. — Очень сожалею, товарищ капитан. Но мои солдаты действительно выполняют приказ Верховного Главнокомандующего, — хмуро сказал полковник. — Сейчас идет выселение из Крыма всех татар. Поголовно, независимо от возраста и пола. — Но почему?! — недоуменно вырвалось у Амет-Хана. — Чем провинились эти люди? — Не будем, капитан, обсуждать этот вопрос, — произнес полковник. — Скажу лишь, что операция по выселению готовилась в глубокой тайне. 

До сегодняшнего дня даже мы не представляли все это в деталях. Полковник заглянул снова в лежащие перед ним листы. — Капитан Амет-Хан Султан... Выходит, Имран Султан ваш брат? Младший, говорите? Видите, он тоже в списке тех татар, которых обвиняют в сотрудничестве с немцами. Слова полковника ошеломили Амет-Хана и в то же время объяснили, почему Имрана не было дома...» И вот это и есть настоящая трагедия, настоящая история крымскотатарского народа. Пока одни его представители сражались за СССР, другие помогали гитлеровцам. Это – сюжет, достойный настоящего кино. А то, что сняли создатели «Хайтармы» - всего лишь пропагандистская поделка. Половина истории одного народа.

"Крымское время" "№103 от 26 сентября 2013





А это уже кадры не из фильма...
Крымско-татарские добровольцы на службе фашистов.
Под маской "борьбы с большевизмом" они уничтожали ваших родных и близких в Крыму.
Снимут ли фильм про это?
Вряд ли...
Даже вполне толерантный документальный фильм
"После премьеры расстрел"
не рекомендован для показа на Украине
Смотреть фильм"После премьеры расстрел"  здесь
Скачать здесь 

5 комментариев:

  1. http://iremember.ru/partizani/dementev-nikolay-ivanovich.html
    Я помню! Воспоминания ветеранов войны

    Дементьев Николай Иванович (крымский партизан, командир отряда, р. в 1920 г. – ум. 2012 г.)
    Впервые опубликовано 08.08.2009

    (...)

    Но все-таки большая часть воевала против нас.

    Расскажу еще такой случай: в 1943 г. пришла в штаб радиограмма о том, чтобы мы эвакуировали семью Героя Советского Союза Амет-хана Султана. Направили для этого дела нас 8 человек, в том числе меня. Когда мы пришли к его семье и показали фотографию, то мать распустила волосы и начала кричать: "Гяур! Гяур!" Сестра Амет-хана бросилась мать успокаивать, а нам сказала:

    - Вы подождите, мы подумаем.

    А когда мы отошли в сторону яйлы переночевать, себе на ус намотали, что если бы они нас сдали немцам, то те окружили нас и захватили бы обязательно. Но тут пришли татарские националисты и кричат:

    - Вы окружены, сдавайтесь! - Тогда мы с помощью автоматных очередей и гранат прорвались и ушли в лес, где доложили о произошедшем Македонскому. Тот сразу приказывает радисту:

    - Леша, давай радируй. - И в резкой форме было радировано на Большую землю о произошедшем. Мы еще удивились, почему так резко, но Македонский нам сказал, как отрезал:

    - Так надо!

    Брат Амет-хана Султана был полицейским, вроде как с подпольщиками был связан, но вот об этом не говорят сейчас, хотя я точно знаю, что сестра Амет-хана работала в СД то ли переводчицей, то ли машинисткой.

    (…)



    Интервью и лит.обработка: Ю. Трифонов

    ОтветитьУдалить
  2. Любопытно, спасибо за ссылку

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный27 мая 2015 г., 0:17

    Врун, искажающий исторические факты, не достоин быть учителем!

    ОтветитьУдалить
  4. https://inforesist.org/eto-my-to-fashisty-russkie-na-sluzhbe-tretego-rejxa-i-ss/ Автор статьи - молодец, логика у него железная. Предлагаю применить эту же логику по отношению к автору и депортировать его и его семью куда!то на Воркуту, например. Причина очевидна и законна - он принадлежит к русскому народу, очень и очень значительная часть которого (не сравнить с татарами!) воевала на стороне немецких фашистов во время Второй Митовой Войны. Если автор откажется применить свою несравненную логику к себе самому - вывод очевиден: он лжец и его статье грош цена в базарный день.

    ОтветитьУдалить
  5. Ублюдочная статейка одного из русопятых ублюдков, которого история и жизнь никогда ничему
    не научат. Он, как и подобные ему холопы с рабской психологией, всегда будет лизать ж..опу
    сталиным и прочим ублюдкам и прославлять ублюдков нквд-кгб-фсб-эшников, которые насилуют
    его и других людей. Такая у них, мазохистов, рабская психология.

    ОтветитьУдалить