вторник, 23 июля 2013 г.

Первый гений пиара



 


Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА

О том, что хорошими делами прославиться нельзя, задолго до старухи Шапокляк поведал человечеству некий торговец из Эфеса. Звали его Герострат, а известен он тем, что в IV веке до нашей эры сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской.
Именно этот вечный сюжет стал основой спектакля, премьера которого в минувший вторник прошла на Новой сцене Крымского академического русского драматического театра им. Горького. И уже вызвала в среде крымских театралов нешуточный резонанс.


Пьеса Григория Горина «Забыть Герострата!» — не из тех, которые посмотрят, посмеются и забудут. Впрочем, в театре это далеко не первая встреча с наследием драматурга — в свое время здесь собирали полные залы и «Королевские игры», и «Кот домашний средней пушистости» Горина-Войновича. Но вернемся к премьере. Перед нами вовсе не историческая хроника — скорее, притча на античный сюжет: ведь имя Герострата с тех далеких пор стало нарицательным.
История о том, как базарный торговец Герострат стал возмутителем спокойствия, предметом обсуждения и, наконец, властителем умов сограждан, думается, была бы весьма полезной для специалистов, занятых в сфере паблик рилейшнз. Ведь поджигатель храма, по сути, был первым пиарщиком — ему удалось, не сделав ничего хорошего, навсегда остаться в народной памяти — причем, не только жителей Эфеса.
Есть в этой пьесе и некое звено между прошлым и будущим — Человек театра (Дмитрий Еременко), который стоит как бы над схваткой — он не может вмешиваться в то, что происходит. Кто он — просто наблюдатель, или все же исследователь, аналитик, пытающийся разобраться в «истоках болезни, которая впоследствии принесла горе человечеству»?
…Водворенный разъяренной толпой в темницу торговец Герострат (Сергей Ющук) лихорадочно ищет, как бы отсрочить неминуемую казнь. И находит выход из тупика, оказавшись настоящим знатоком человеческой психологии. Естественно, мы не будем раскрывать перед читателями все перипетии сюжета. Обозначим лишь некоторые его линии.
Герострат — Тюремщик (Александр Чернышев). Ретивый служака — первая «проба пера» Герострата. Тюремщик даже сам не замечает, как из грозного стража превращается в покорного слугу, готового исполнить любой приказ заключенного.
Герострат — ростовщик Крисипп (Игорь Кашин). Этот противник для главного героя — особенный. Ну, как не отомстить бывшему тестю, подсунувшему зятьку-простаку невесту, брюхатую от другого, да еще и обобравшему его! Ничего, теперь он попляшет! Вернее, не попляшет, а заплатит — дорого заплатит за мемуары поджигателя! Да еще и рекламу сделает недавнему родственнику…
Герострат — Клементина, жена повелителя Эфеса (Эльмира Погосян). Никто не знает, с какой дури знатной дамочке втемяшилось в голову, что поджег Герострат храм от… несчастной неразделенной любви. А к кому? Ясно, к кому — прекрасней супруги властителя в Эфесе женщины нет! Да и прославиться так охота… Для этого и себя не жалко, вернее, собственного тела, щедро предложенного поджигателю прямо в тюремной камере!
 
Герострат — Тиссаферн, повелитель Эфеса (Владимир Крючков). Стареющий сатрап персидского царя сначала готов восстановить справедливость, предав смерти подлого поджигателя. А потом… Потом лукавый правитель втихую скупает крамольные папирусы — и не только для себя, но и для «некоторых уважаемых людей».
Герострат — Клеонт, архонт-басилей Эфеса (Виктор Навроцкий). Именно в этом дуэте сосредоточено главное противостояние спектакля. Совесть против беспринципности, закон против вседозволенности, демократия против анархии. Кто же победит? Избранный народом справедливый и мудрый судья? Не спешите радоваться!
Всего несколько дней — и народный гнев сменится на пьяные здравицы в честь Герострата (пьют-то за его деньги). Жрица сожженного храма Эрита (Светлана Калганова), даже оставшись без крыши над головой, предпочитает скорому людскому суду кару божью — мол, покарать преступника должна сама Артемида. А для того, чтобы узнать, какова воля богов, неплохо было бы отправить посланника к Дельфийскому оракулу… Неплохо — и, прежде всего, для Герострата: когда еще вернется гонец из далеких Дельф!
«Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь» — это изложенное на заветном папирусе кредо разрушителя храмов придется по вкусу многим — и не только наивному земляку Герострата, пытавшемуся поджечь библиотеку, дабы тоже остаться в памяти народной. Имя геростратам, пришедшим на смену родоначальнику этого подлого племени, — легион. Это они жгут города, развязывают войны, стравливают народы, грабят государства. Это они разрушают все, к чему прикасаются.
«Забыть Герострата!» — такие таблички повелел развесить в Эфесе лукавый Тиссаферн. Но ведь забыть — значит, простить, напоминает нам Человек театра. Забывать нельзя — нужно помнить, чтобы не допустить появления новых геростратов. Именно это хотят сказать нам режиссер-постановщик спектакля Виктор Навроцкий и его единомышленники.
Спектакль «Забыть Герострата!» вполне можно назвать знаковым и даже хитовым (если такое понятие вообще применимо к академическому театру). Здесь есть накал страстей, немного «обнаженки» (исполнительница роли Клементины предстала перед публикой топлесс — ох, не зря приезжал к нам на гастроли ярославский театр!), актуальность и многое другое. Но главное — это достойная постановка одной из тех умных пьес, по которым сегодня истосковался и настоящий актер, и взыскательный зритель. Видели бы вы, как не играют — живут на сцене Сергей Ющук, Виктор Навроцкий, Владимир Крючков… Как, еще не видели? Тогда приходите на спектакль!

"КВ" № 78 от 25. 07.2013 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий