пятница, 16 ноября 2012 г.

Остановить мгновенье


Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Недавно открывшая в Центральном музее «Тавриды» выставка «Осенняя симфония» со стандартной экспозицией живописных работ имеет мало общего. А все потому, что вместо красок представленные здесь картины написаны… лепестками.
Это тонкое, изящное искусство под названием ошибана родом из Японии.  Возникло оно более шестисот лет назад и было частью… пути самурая — такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Ошибана — не только искусство, но и философия. Главный ее смысл заключался в том, чтобы отразить собственные чувства и впечатления в состоянии тотального присутствия в моменте — сатори. То есть, картину из сухоцветов мастер создавал именно здесь и сейчас, пытаясь остановить мгновенье. А впоследствии эта работа могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов в безмолвии сам пережить то самое сатори.




Время шло, мир менялся. Слияние разных культур и способов восприятия обогатило и расширило возможности передачи красоты. А ошибану для удобства назвали прессованной флористикой или живописью растениями.
Сегодня это искусство уже далеко шагнуло за границы Японии, развиваясь во многих странах Европы и США. Сказали свое слово в этом искусстве  и наши соотечественники.  Одна из них — автор работ выставки «Осенная симфония, уроженка Запорожья Лариса Булыгина.
Лариса Эдуардовна — человек увлекающийся и увлеченный. В недавнем прошлом — мастер декоративно-прикладного искусства, сегодня она нашла себя в ландшафтном дизайне, спроектировав и озеленив около сорока садов в различных регионах Украины. Есть у Ларисы Булыгиной и свой сад с уникальной коллекцией растений. Там она не только черпает вдохновение, но и находит богатый и разнообразный материал для картин. В своих работах в технике прессованной флористики она использовала более восьмисот видов растений. Причем, одна их часть была собрана в Крыму,  вторая — привезена из поездок по Западной Украине, а третья, как уже было сказано выше, выращена в собственном саду.



— Ошибаной я занимаюсь уже лет девять, но выставлять свои работы для широкой публики начала лишь с февраля этого года, — рассказывает Лариса Булыгина. — Тогда в Запорожье состоялась первая моя выставка.
Следующая прошла в сентябре в Алуштинском краеведческом музее, теперь — в Симферополе. И уже заключен контракт с тремя галереями Украины на проведение новых экспозиций.
Занимаясь в свое время подлаковой графической и живописной росписью,  Лариса Эдуардовна «перенесла» некоторые ее моменты и на флористику. Взять хотя бы работу «Жар-птицы» — ну, ни дать, ни взять, знаменитая петряковская роспись! Эта и еще некоторые картины выполнены в технике так называемой чистой флористики, в других рядом с «живописью растениями» присутствует ювелирно тонкая роспись. «Тихая красота», «Аромат нектара», «Античный пейзаж», «Когда природа еще спит» — даже в этих названиях чувствуется главный принцип философии ошибаны — остановить мгновение, показать красоту и неповторимость жизни здесь и сейчас.
  
"КВ" № 123 от 15 ноября 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий