четверг, 29 ноября 2012 г.

Александр Триполитов: певец городских окраин


Фото Алексея Васильева

Алексей ВАСИЛЬЕВ

В минувшую субботу в Русском культурном центре   состоялся концерт авторской песни, посвященный памяти поэта и барда Александра Триполитова (1962 – 1993). В концерте приняли участия лучшие крымские  барды  Владимир Губанов,  Владимир Грачев, Сергей Ильиных, Лев Авсиян, Владимир Шишкин, Павел Гребенюк, Михаил Фурсов, которые исполнили свои песни, а также песни Александра Триполитова.



Возможно, некоторые из наших читателей имя Триполитова сегодня услышали впервые. Он не первый и не последний по-настоящему талантливый человек, чьего имени не видно за плотной стеной графоманов и всевозможных выскочек, бездарей, при помощи денег или наглости влезших на крымский литературный Олимп. А в тени, в забытьи, остались те, кто просто жил, творил  и вовсе не заботился о прижизненной славе. Среди тихих крымских талантов, увы, уже ушедших из жизни - ялтинский поэт Владимир Коробов, симферопольский художник и писатель Карен Петросян,  писатель Борис Цытович, и многие другие, известные узкому кругу родственников и почитателей их таланта. Среди них  - и Александр Триполитов. 
Есть люди с болезненно-обостренным чувством свободы. Но воля для них - не только отсутствие тюремных стен вокруг. Они пытаются рассказать про это, докричаться до нас своими стихами и песнями. Когда их перестают слышать - они погибают...
Таким был и Александр Триполитов.
Герои его  стихотворений  живут на сломе эпох, на ближних и дальних окраинах треснувшей советской империи. Заточенные в серые будни, они жаждут простора, грезят о вольной жизни и, наверное, слышат, как звенят бубенцы исчезающей вдали тройки.

"…В Крыму в конце прошлого столетия значилось немало так называемых бардов, но настоящих поэтов – авторов и исполнителей собственных песен на полуострове, по моему мнению, было двое. И первый из них – Александр Триполитов…" – говорил ведущий российский исследователь  авторской  песни и  шансона Константин Берлин.
    А вот мнение доктора  филологических наук, профессора  Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой Елены Раскиной: "Александр Триполитов – не просто замечательный крымский бард второй половины ХХ века, он – по духу – наследник поэзии "серебряного века". В его песнях чувствуется линия Вертинского и в то же время – мотивы и темы, близкие Георгию Иванову и другим поэтам русской эмиграции… И еще в песнях Триполитова есть, в хорошем смысле этого слова, цыганщина. Что-то вольное, разгульное, протяжное, но в то же время – романсовое... На мой взгляд, Александр Триполитов – один из лучших крымских бардов ушедшего в прошлое ХХ века. И одновременно, как это ни парадоксально, поэт века Серебряного".
За внешней простотой стихов героя нашего повествования стояла долгая, многодневная работа. Строки будущей песни записывались -  вариант за вариантом. Перечеркивались и заменялись слова, строки, куплеты. Порой в толстую 96-страничную тетрадь едва вмещалось всего  две песни.
Затем, а часто одновременно со стихами, рождалась музыка. Он тут же подбирал мелодию на гитаре – не спеша, час за  часом. Готовую песню записывал на магнитофон. Затем десятки раз прокручивал запись, чтобы услышать со стороны, как звучит новорожденная песня.
Утром, заходя к нему в гости, друзья заставали Сашу на пороге дома за свежим номером газеты "Советский спорт" со стаканом обжигающего чая-чифира в подстаканнике и беломориной в зубах. Гости удивлялись - мол, рано встаешь! А он и не ложился вовсе…  Как бы между прочим говорил: вот тут песенку набросал, хотите послушать?

Александр очень трепетно и требовательно относился к своему призванию, своему творчеству, подлинному делу своей жизни. Поэтому и сегодня  растет аудитория его слушателей. Помимо друзей-знакомых, ребят из клуба самодеятельной песни  "Таласса", его слушают студенты и бичи, бывшие зеки, милиционеры, профессора, учителя…  В общем, список можно продолжать – аудитория более чем разношерстная. Менялись и площадки для выступления – от знаменитого перекрестка пяти дорог (ул. Партизанская, Грибоедова, Стахановцев) и детских площадок во дворах многоэтажек - до борта машины перед многочисленной толпой (на фото) и различных клубов.
Однажды в марте 1988 года  Триполитов  в числе 34 крымских авторов принял участие во Втором всекрымском конкурсе самодеятельной песни. Проходил этот конкурс в симферопольском Доме культуры строителей (ныне - Дом культуры профсоюзов). По условиям конкурса каждый автор исполнял две песни. Но зал не отпускал Триполитова. И он спел третью "Натали". Зал утонул в овациях. Эти кадры чудом сохранились.
Александр  прожил недолгую жизнь. Столько же, сколько и его любимый Есенин.
Незадолго до смерти Саша рассказал друзьям о странной встрече с гадалкой. Цыганка долго, застыв, смотрела на его ладонь, и, словно очнувшись, вдруг спешно ушла, не взяв денег. На ходу бросила: " Если доживешь до сорока – будешь жить долго! Если доживешь…."

Вчера Александру Триполитову исполнилось бы пятьдесят.  К юбилею, помимо концерта его памяти, друзья, вместе с его сыном Владимиром, издали аудиодиск с песнями, сняли документальный фильм и издали книгу стихов «Окраина» (Издатель ФЛП Лемешко К.А.).    В этом  сборнике представлены основные стихотворения поэта. Но есть еще некоторые, не вошедшие в книгу. Сохранились письма Александра, пропитанные тонким юмором и философским, эпикурейским отношением к жизни. Остались фотографии…  Все это, а также воспоминания друзей могли бы лечь в основу однотомного, но подробного собрания сочинений Триполитова. И, возможно,  стать одним из артефактов эпохи.
  

P.S. Для тех читателей, которые  дружит с интернетом, мы обращаем внимание на сайт «ТРИПОЛИТОВЪ» (http://tripolitov.blogspot.com/) на котором представлены стихи, песни и видео героя нашего рассказа.

 "Крымское время" №129 от 29 ноября 2012

1 комментарий: