пятница, 9 ноября 2012 г.

Египетские сезоны



  Елена ГОРНАЯ,
член FIJET
                                           

         В начале октября в Египте прошел 54-й ежегодный Конгресс Международной Федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме FIJET, в котором принимали участие 9 делегатов из Крыма.
        Около 150 участников форума туристической прессы от 30 стран мира в течение недели исколесили сотни километров в стране пирамид от Каира до Эль Аламейны и получили возможность увидеть и оценить послереволюционные египетские реалии.
        


                                          

ПЛОДЫ АРАБСКОЙ ВЕСНЫ

       Большинство европейских стран давно отменили ограничения на посещение  курортов Красного моря, вводившиеся в прошлом году, когда долину Нила штормило от народных волнений. Однако Каир, Александрия и другие крупные города пока остаются в рейтинге неблагоприятных  для посещения.
       Санкционируя журналистский рейд по тылам еще не совсем оправившейся от прошлогодней встряски родины фараонов, новые власти Египта постарались  через международную прессу донести месседж: Египет открыт и безопасен для иностранных туристов. На Генеральной ассамблее журналистского форума в Каире министр туризма Египта Мухаммед Хишам Аббас Заазу подчеркнул, что туристический сектор по-прежнему является важнейшим для экономики страны и что Египет во что бы то ни стало вернет себе славу лидера международного туризма.
       Между тем для египетской туриндустрии арабская весна обернулась сокрушительной засухой. После событий января-февраля 2011 года поток туристов в Египет сократился более чем на треть – с 14 до менее 10 млн. человек за год. Соответственно, казна не досчиталась по официальным данным $ 4 млрд  доходов. После отстранения от власти Президента Мубарака, сопровождавшегося шлейфом обвинений в коррупции, пересохли источники прямых иностранных инвестиций. Государственные валютные резервы страны, по оценкам международных экспертов, за год ужались вдвое  - с 36 до 18 млрд. долларов.
       
Буквально через несколько дней после избрания нового президента страны Мухаммеда Мурси летом 2012 года к нему обратилась Ассоциация египетских бизнесменов с призывом принять неотложные меры, чтобы спасти туристическую отрасль Египта, в которой сосредоточено 33 миллиарда долларов и занято 4 миллиона египтян. Спустя пару месяцев новое египетское правительство выдало на-гора  долгосрочную программу развития туризма, в которой намечается к 2017 году принимать до 30 млн. туристов в год, что будет давать казне 25 млрд. долларов дополнительного дохода.
      По случаю 100 дней своего правления новый глава государства отчитался в начале октября о результатах выполнения плана первоочередных мер по наведению порядка в стране. И при этом признал, что намеченное удалось выполнить не совсем в полном объеме. Пять основных направлений внутренней политики, имеющих первостепенное значение для египтян, согласно президентскому плану включают: наведение чистоты на городских улицах, организацию движения автотранспорта, обеспечение населения хлебом и топливом, восстановление внутренней безопасности.


                                        КАИРСКИЙ СЮРРЕАЛИЗМ

      Из Симферополя в столицу Египта сегодня добраться совсем несложно благодаря удобным рейсам турецкой авиакомпании «Turkish Airlines». Короткий перелет Симферополь-Стамбул, что называется, не снимая домашних шлепанцев, и там пересадка на Каир. Если время транзита позволяет, можно выйти из аэропорта и проехать в центр Стамбула, для этого украинцам не нужно никаких виз. Получение египетской визы тоже очень простая процедура: по прилете в аэропорту покупаете специальную марку за 15 долларов, сами вклеиваете ее в свой паспорт  и - на пограничный контроль, получить соответствующий штамп. Welcome to Cairo!
        20-миллионный мегаполис на Ниле – необъятный человеческий муравейник,  поражающий своими масштабами еще с того момента, когда смотришь на него сверху. Аэробус долго летит над  паутиной жилых кварталов, над цепью островов, зеленеющих  на широкой ленте  реки, над расходящимися  по обоим берегам нитями пульсирующих дорожных артерий, и эта проекция представляется совершенно бескрайней.
      Спустившись с неба на землю, переступив  врата Востока, попадаешь в  окутанный городским шумом и смогом поток людей и машин, который день ото дня катится по руслу повседневной жизни,  так же, как мутноватые воды Нила вдоль своих берегов.
       На первый взгляд Каир - такой как всегда. По-восточному пестрый, оживленный, многоголосый, многолюдный. Но потускнело то ощущение беззаботного праздника жизни, что было 5 лет назад, когда здесь проходил 49 Конгресс журналистов туристической прессы.  Сегодня на городских улицах, в музеях, даже у подножья пирамид  не слишком много европейских лиц. Исключение – в основном   тургруппы неустрашимых россиян, слегка не выспавшихся после ночного автобусного марш-броска из Хургады или Шарм эль Шейха.
       Полупустыми и слабо освещенными залами встречает посетителей Египетский национальный музей, прежде всегда многолюдный. В дни революции сокровищница египетских древностей подверглась нападению мародеров, которые повредили и вынесли несколько десятков экспонатов и даже покушались на самые ценные артефакты – мумии.
      Рядом со зданием музея на площади Тахрир красуется обугленный многоэтажный остов бывшего центрального офиса партии Мубарака. Его решили не восстанавливать в назидание потомкам. Часть площади разрыта под огромный котлован, где в отдаленном будущем планируется возвести то ли пятизвездочный отель, то ли мемориал героям революции.
       Самая большая проблема Каира – мусор на городских улицах. Достаточно один раз проехать по городу и его окрестностям, и становится понятно, почему Президент Египта поставил на первое место своих первоочередных действий наведение чистоты, а отчитываясь за стодневку правления упомянул, что из  столицы за это время было вывезено 600 тыс. тонн мусора. Однако врата Востока все еще буквально завалены отходами цивилизации,  как некогда Великий Сфинкс песком пустыни. По утрам  городские окраины окутывает плотный смог, образующийся от сжигания отходов, что не добавляет чистоты и благоухания городской атмосфере.
       В течение десятилетий мусорная проблема в Каире решалась необычным способом. Уборка, сортировка и утилизация отходов – особый промысел, которым занимаются несколько десятков тысяч семей заббалинов (сборщиков мусора), в основном  из числа египетских коптов-христиан. У них есть свой район компактного проживания – Маншият Насир, расположенный  у холмов Макаттам. В этот микрорайон свозится мусор со всего мегаполиса – на самосвалах, на подводах, запряженных ослами или любых других транспортных средствах. Мусорные мешки складируются на улицах, во дворах, на первых этажах  жилищ гильдии мусорщиков. Семейный бизнес заббалинов в том, что все эти пирамиды отходов сортируются по видам сырья: металл, бумага, пластик, ветошь - и сдаются на перерабатывающие предприятия. Пищевые отходы  обычно скармливались свиньям. Но три года назад, в порядке превентивной меры  против распространения эпидемии свиного гриппа  власти распорядились уничтожить все поголовье свиней в стране. Копты  обиделись, перестали собирать органические остатки и поддержали протестные акции против правящего режима во время арабской весны. Считается, что заббалины перерабатывают от 50 до 80 процентов каирского мусора. По-видимому, в последнее время произошел  серьезный сбой в налаженной схеме обращения с отходами. Или у новых властей появилась другая концепция, не совпадающая с интересами коптов-заббалинов, что закончилось для Каира мусорным апокалипсисом. Город Мусорщиков закрытая для туристов территория, в том числе и по понятным причинам санэпидемиологического характера. Любопытные могут рассмотреть его только в бинокль со смотровой площадки Цитадели Саладдина.
      С этой экзотической территорией соседствует еще один колоритный каирский «микрорайон» -  Эль Арафа. Это обширное мусульманское кладбище, в склепах которого обитают не только покойники, но и ныне здравствующие каирцы, не имеющие собственного жилья. Смельчаки, которые отважились посетить город мертвых, рассказывают, что на некоторых улицах есть элементы  городской инфраструктуры – лавки, кофейни, кальянные,  водопровод, электричество и спутниковые антенны на склепах.
       Что касается обычных жилых микрорайонов Каира, то они производят несколько странное впечатление. Коттеджи и многоэтажные дома как правило стоят с недостроенными верхними этажами, ощетинившись в знойное небо металлической арматурой. Во-первых, это египетская традиция: когда дети в семье женятся, для них надстраивается следующий этаж. Во-вторых, перманентное состояние «незавершенки» - экономия семейного бюджета, не надо платить налог на недвижимость.
      Один из самых распространенных видов каирского малого бизнеса – автоизвоз. Судя по столпотворению на столичных магистралях, его не сильно подорвали экономические катаклизмы египетской революции. Каирские дороги, даже с надстроенными в изобилии вторыми этажами эстакад и дорожных развязок – стихийное бедствие, где и водители и пешеходы понятия не имеют о таком «предрассудке», как правила дорожного движения.Вообще если рассудок и жизнь дороги вам, то по Каиру даже на небольшие расстояния лучше передвигаться не пешком, а на такси. Благо, услуга эта стоит совсем не дорого. Основной подвижной состав каирского таксопарка – хорошо знакомые всем нашим соотечественникам «копейки», «шестерки» и родственные им почтенные изделия бывшего советского автопрома.

                                                         LUXURY

       Набравшись впечатлений и адреналина на каирских улицах  (если его недостаточно - сходите на старинный базар Хан эль Халили неподалеку от Тахрир, где с головой окунетесь в сувенирный колорит Востока), туристы укрываются в своих звездочных резервациях, где полная безопасность, европейский сервис, разнообразный шведский стол, СПА-релакс и прочий ассортимент all inclusive. В отелях Египта,  как и на объектах экскурсионных посещений  повсюду рамки с металлодетекторами и досмотр более бдительный, чем на таможне в каирском аэропорту. Меры усиленной  безопасности, на всякий случай.
        В Каире участники Конгресса FIJET жили в отеле  Sofitel Cairo El Gezirah на острове Гезира в самом центре Каира. Вид на окрестности – потрясающий, особенно на рассвете, когда встает огромное африканское солнце над Нилом, озаряет розовато-золотым сиянием силуэты небоскребов на набережной, играет лучами в ажурном плетении Каирской башни, четко вырисовывает стройные контуры пальмовых аллей и тропических зарослей у кромки воды.  Действительно, Каир – город контрастов, который завораживает своей сверхъестественной энергетикой. А прямо под балконом – неспешно перекатываются речные волны в солнечных бликах, и ты словно паришь в воздухе между облаками и водной гладью.
       Отели французского бренда Софитель класса люкс открыты в почти 40 странах мира. В Киеве уже 5 лет тянется история реализации проекта первого в Украине отеля этой сети, и проект, наконец, вступил в стадию рытья котлована.
       Торжественное открытие Конгресса проходило в отеле «Четыре Сезона» (Hotel Four seasons Nile Plaza) – всемирно известной международной сети.  Само собой разумеется, что в Египте представлены практически все крупнейшие мировые гостиничные сети, и они продолжают стабильно функционировать после революционных событий арабской весны. Несмотря даже на то, что расследование некоторых  дел в связи с судом над бывшим главой государства и его соратниками в той или иной мере коснулось национальных магнатов, имеющих  в том числе и гостиничный бизнес.

             АФРИКАНСКАЯ    ЖЕМЧУЖИНА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

      Следующая часть Конгресса прошла в Александрии, где журналистов разместили в отеле  Helnan Palestine  на территории живописного парка Монтаза  рядом с бывшим императорским дворцом. Особенно колоритны в парке обширные заросли финиковых пальм, украшенных смачными гроздьями  зреющих  плодов. В местных путеводителях говорится, что Монтаза (Montazah Garden) – любимое место отдыха жителей Александрии и гостей.
      Традиционно Александрия считается самым космополитическим  городом Египта, где даже  в облике многокилометровой набережной и прочей городской застройке отпечаток архитектуры европейских городов. Однако сегодня на городских улицах не так уж много европейских туристов. Зато на пляжах нередко можно видеть женские фигурки, принимающие морские ванны во всех доспехах  правоверной мусульманки, включая хиджаб или даже никаб.
      В средствах массовой информации были сообщения о том, что радикальные ревнители канонов веры намекали на возможность введения некоторых ограничений для туристов, в том числе запрет на продажу алкоголя и появление женщин в открытых купальниках за пределами отелей, например, на городских общественных пляжах. Обсуждалась также идея открыть отдельные пляжи для мужчин и женщин и поддержать развитие «исламского туризма».
    Министр туризма Египта  Заазу  в одном из комментариев заявил, что власти готовы заняться развитием в том числе и «исламского туризма», для чего нужно будет построить особые отели и специальные пляжи для мусульман. По словам главы туристического ведомства, если найдутся инвесторы, желающие построить такие исламские гостиницы, то власти примут их благосклонно, поскольку такой вид туризма является «семейным» и он вполне допустим. При этом Заазу отметил, что Египет не собирается замыкаться в рамки «халяльного турпродукта», который организуют по строгим канонам ислама и согласно которому другие виды туризма являются запрещенными. В обращении же представителей египетского турбизнеса к Президенту Мурси был призыв выступить с заявлением, в котором иностранным туристам в Египте будет гарантировано «уважение личной свободы, в том числе свободы выбора питания, одежды и напитков». Между тем, лет пять назад в медиа кочевала информация, что один из крупнейших отелей Каира (Grand Hyatt Cairo) грозят лишить «звезд» за попытку запрета алкоголя.
         В древней столице Александра Великого и царицы Клеопатры наиболее примечательные места туристических посещений – Катакомбы, Колонна Помпея, римский амфитеатр, форт Кайтбей, простроенный на месте Фаросского маяка, новая Александрийская библиотека. В рамках журналистского форума состоялась церемония вручения Александрии высшей ежегодной награды FIJET – «Золотого яблока» (Golden Apple). Жемчужина средиземноморья удостоена фижетовского Оскара за сохранение культурных ценностей и вклад в развитие мирового туризма.  Затем журналисты подискутировали на актуальную тему «Средиземное море – единая туристическая дестинация». Свой вклад в развитие диалога и укрепление связей между народами и культурами делегаты туристической прессы  подкрепили полезной экологической акцией – посадкой деревьев на Северном Побережье. Каждая делегация посадила  дерево, в той или иной степени символизирующее свою страну. Конечно, с учетом возможности прижиться саженцу в знойном климате африканской земли. Крымчане оставили на память на средиземноморском берегу молодую оливу. Озеленение туристической деревни состоялось неподалеку от известной курортной зоны  Порто Мариино в North Coast.
      Местность на северном  побережье Африканского континента в 300 км восточнее Александрии, именуемая Белым Средиземноморьем, отличается  чистейшим белым песком, потрясающей красотой морской воды насыщенно-сияющего лазурного цвета и большими перспективами освоения побережья. Здесь присутствуют итальянские инвестиции  в отелях и СПА-курортах, а ряд закрытых коттеджных поселков – по-видимому дачи состоятельных египтян.
      Расположенное неподалеку селение Эль Аламейна  (El Alamein)  известно как место крупного сражения второй мировой войны в октябре 1942 года, в ходе которого британские войска разгромили  итало-немецкую  североафриканскую группировку. Здесь находятся британское и итальянское мемориальные кладбища и музей.

                                         ЗАГАДКА ДЛЯ СФИНКСА

        600-километровый автобусный переезд – и снова Каир. В густых лиловых сумерках угасшего знойного дня  вдали мерцают мириады огней, таинственно светятся минареты мечетей, фосфоресцируют окна небоскребов, игриво переливается, отражаясь в воде, иллюминация  теплоходов и фелук, скользящих по Нилу. Ночные огни возвращают утомленному мегаполису блистательное великолепие, присущее вратам Востока.
       На плато Гиза у подножья  Пирамид как всегда в это время начинается лазерное шоу «Звук и свет». Великий Сфинкс в мелькающих лучах подсветки вновь повествует о древних эпохах и драмах цивилизаций, которые разыгрывались от сотворения мира. Войны, смены династий, приход новых завоевателей. Каменный идол взирал на все это отрешенно, обращенный лицом к востоку и Нилу. Уходят цари и народы. Пирамиды    вечны. Так думали все, кто в течение тысячелетий видел эти циклопические сооружения… 
      Оказывается, не все. Согласно появившимся летом этого года сообщениям арабских медиа,  фанатичные приверженцы пророка, не так в самом Египте, как за его пределами начали призывы разрушить великие египетские пирамиды. Или хотя бы покрыть их воском, чтобы туристам неповадно было лазить на эти «языческие символы». С точки зрения современных технологий в реализации  абсурдной идеи нет ничего затруднительного. В ответ в Египте было создано народное движение по защите национального культурного достояния, старейшей достопримечательности планеты и единственного сохранившегося из 7 чудес света. Активисты выступили с предложением руководству страны создать фонд по защите уникальных памятников не только от природных  и техногенных  факторов, но и от «радикальных инициатив». Разумеется, объект всемирного наследия находится и под охраной ЮНЕСКО.  Чудо древнего мира в порядке. Dont worry.


Елена ГОРНАЯ,
член FIJET

Симферополь-Каир-Александрия

Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Крымское время" №115 (3188) от 27 октября 2012г.



    
    

Комментариев нет:

Отправить комментарий