четверг, 18 октября 2012 г.

33 дня для «папы-отрока»



Игорь АЗАРОВ


Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения Альбино Лучани (17.10.1912 — 28.09.1978) — римского папы Иоанна Павла I, правление которого длилось только 33 дня. Без преувеличения можно сказать, что внезапная смерть этого незаурядного человека — одна из самых мрачных тайн второй половины минувшего века. Ignoramus et ignorabimus — «не знаем и не узнаем» — говорили на родине нашего персонажа со времен мрачного средневековья. Тайны Ватикана покрыты тем же густым мраком, что и тысячу лет назад. Много лет я по крупицам собирал все, что касалось загадок жизни и смерти Иоанна Павла I — в сентябре 1978 года мне было 15 лет, сегодня мне почти пятьдесят — и я знаю лишь немногим больше, чем 35 лет назад. Ignoramus et ignorabimus… Впрочем, сделаем попытку хотя бы систематизировать то, что известно.




Тихие воды глубоки
6 августа 1978 года — именно с вырезки известия о смерти этого человека, сделанной из газеты «Слава Севастополя», и начался сбор моего архива — умер 80-летний Джаванни Баттиста Монтини, римский папа Павел VI. В конце жизни этот старец тяжело болел, твердил о желании отречься от тиары, впал в мизантропию и глубокий пессимизм.
На момент смерти Павла VI число кардиналов, имевших право избирать папу (после 80 лет кардиналы этого права лишены), составляло 115 человек: 57 европейцев, 31 — из обеих Америк, 12 — из Африки, 15 — из Азии и Австралии. На конклав 25 августа 1978 года собралось 111 кардиналов. К вечеру следующего дня новый папа избран — им стал патриарх Венеции, кардинал Альбино Лучани.
Он собрал необходимое количество голосов — две трети плюс еще один голос. Есть сведения, что Лучани просил коллег переголосовать — и получил 82 голоса из ста одиннадцати. Этот практически молниеносный конклав доказывает одно: большинство его участников уже заранее определились с выбором. Но для кардинала Лучани это голосование оказалось совершенно неожиданным: занимая один из самых престижных постов, он был далек от хитрых игр Ватикана. И новый папа произнес фразу, которую теперь считают глубоко пророческой. Он сказал кардиналам: «Да простит вам Бог то, что вы только что сделали!»
В далеком 1145 году этими словами Св.Бернар Клервоский встретил избрание папой Евгения III — скромного, кроткого монарха-цистерцианца. Папа Евгений был марионеткой. Но Альбино Лучани на роль игрушки в руках закулисных кукловодов согласен не был. И те, кто рассчитывал на папу-простака. Здорово просчитались сами.
Лучани начал буквально крушить многовековые ватиканские устои и традиции. Его скромность, доброжелательность, простота в общении и удивляли, и настораживали. Особенно озадачило ватиканских иерархов избранное новым папой имя — впервые в длинной истории папства это имя было двойным: Иоанн Павел — в честь предшественников, доброго либерального толстяка Иоанна XXIII (папа в 1958—1963 гг.) и худого угрюмого консерватора Павла VI (папа в 1963—1978 гг.). «Я знаю, что нет у меня ни глубокой мудрости, всегда послушной сердцу, которая отличала папу Иоанна, ни колоссальной компетентности и образованности папы Павла; но вот теперь я встал на их место и намерен продолжить то, что они начали», — заявил в одном из самых первых своих выступлений новоизбранный римский первосвященник.
«Продолжить то, что они начали» — это звучало несколько странно: Иоанн XXIII и Павел VI были уж слишком разными людьми. Во-первых, папа Иоанн Павел I ужаснулся тому, что увидел, взглянув на Ватикан изнутри. Во-вторых, он начал боевые действия стремительно, не заручившись поддержкой хотя бы части кардиналов. «Он хочет все проблемы римской курии решить за один месяц, — говорили ватиканские прелаты. — Он свернет себе на этом шею…»
«Папа-отрок», «улыбающийся папа» — так стали называть Иоанна Павла I; он казался слишком мягким и наивным. По своему рождению Альбино Лучани не принадлежал к элитарным кругам — его отец был простым рабочим. Бедность и труд, упорная учеба, честное служение церкви — все это Альбино Лучани знал очень хорошо. Приветливый, жизнерадостный и простодушный, он в известной мере «выпадал» из общего ряда итальянских кардиналов, гордившихся своей голубой кровью.
… 28 сентября 1978 года папа Иоанн Павел I был обнаружен в своей спальне мертвым — возможно, смерть наступила поздним вечером накануне. На ватиканском престоле Альбино Лучани провел лишь 33 дня (26.08. — 28.09.1978 г.) — это был самый короткий понтификат с 1605 года, когда папа Лев XI просидел на престоле 23 дня.
Официальной версией смерти Иоанна Павла I утверждается, что главу римско-католической церкви свел в могилу обширный инфаркт. Но нам еще предстоит разобрать и другие — куда более запутанные — версии…


Тайна внутри тайны.
Итак, «обширный инфаркт» — поздним вечером 27 сентября или ранним утром 28 сентября 1978 года… Но еще один «обширный инфаркт» в Ватикане имел место за три недели до внезапной смерти Иоанна Павла I. Во время торжественного приема в честь нового главы Ватикана, 5 сентября 1978 года, едва пригубив чашечку кофе, рухнул замертво прибывший в Рим представитель Московского патриархата, митрополит Никодим. Внезапная кончина Никодима — вот «тайна внутри тайны»!
Митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, в миру Борис Георгиевич Ротов (15.10.1929 — 05.09.1978), — в истории русского православия личность, если говорить мягко, сложная, а если говорить правду, — одиозная.
Давайте рассуждать вместе.
Альбино Лучани стал священником в 1935 году. Лишь в 1958 он стал епископом, только в 1973 — кардиналом. Никодим (Ротов) монашество принял в 1949 году. В 1950 — он уже настоятель храма. В 1957 — игумен, в том же году — архимандрит. В 1960 — уже епископ, в 1961 — архиепископ, в1963 — митрополит. Конечно, эта невообразимая карьера может быть объяснена промыслом Всевышнего. Но можно и проще: за спиной отца Никодима маячили высокие чины из КГБ. Именно по настоянию «компетентных лиц» с Лубянки в 1960 году Никодим занял стратегический пост председателя Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, который удерживал до 1972 года. В 1974 году Никодим стал патриаршим экзархом Западной Европы, совмещая с этим служение в качестве митрополита Ленинградского и Ладожского (с 1963; а с 1967 — и Новгородского).
Внезапная смерть владыки Никодима в Ватикане — одна из тайн нашей церкви. Официальная версия — читайте «Журнал Московской патриархии», №11, 1978 год.
Нет ли очень тонкого, но все же явного намека на причины смерти Никодима в воспоминаниях архиепископа Василия?
«Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что означает. Но лично я (и, думаю, большинство православных) восприняли ее как знамение Божие, — пишет владыка Василий. — Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом». Василий прямо указывает, что Никодим «ездил на поклон» к римскому папе. «Вмешательство Божие», как мы знаем, очень часто дело рук сынов Божьих…
Тесен мир. Архиепископ Василий — в миру Всеволод Александрович Кривошеин (1900—1985), сын Александра Васильевича Кривошеина (1857—1921) — министра земледелия в правительстве П.А. Столыпина и главы правительства Крыма при П.А. Врангеле. В 1960—1985 гг. владыка Василий был православным архиепископом Брюссельским и Бельгийским и о «тайном католицизме» Никодима знал не с чужих слов…
Мало всего этого. Влиятельнейший и совершенно неукротимый (с известной поддержкой!) митрополит Никодим… Впрочем, тут я ограничиваюсь намеком и напишу гораздо меньше, чем знаю и мог бы написать. «Никодимов грех», «никодимиты» — sapienti sat, как писали милые его сердцу латиняне: «понимающему достаточно».
Итак, остается самое невозможное: определить причину внезапной гибели митрополита Никодима. Был ли это в самом деле инфаркт — у владыки инфаркт в 1972 году уже имел место.
А если  «вмешательство Божие» — то свои или чужие?
Никодим тяжелым танком рвался к патриаршеству, тем более что патриарх Пимен с каждым годом тихо сползал в маразм. Торжество «никодимитов» грозило чудовищным ударом по престижу РПЦ… (и снова молчу!)
Но… не предназначалась ли та чашечка кофе, которую пригубил русский архиерей, совсем другому человеку — папе римскому Иоанну Павлу I? Многие считают, что это было именно так…

"Крымское время" №111 от 18 октября 2012г.

Продолжение через неделю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий