среда, 23 мая 2012 г.

Рамиз Нетовкин: в поисках утраченного


Марина ГУСАРОВА
Фото автора


В основных залах Крымского союза художников 16 мая кипела жизнь — представляли выставку молодых крымскотатарских живописцев. А на втором этаже было непривычно тихо, камерно — хотя, наверное, для мемориальной выставки это естественно.
Затаенными, кружевными, можно назвать и представленные работы, напоминающие то ли причудливую паутину времени, то ли вязь каллиграфии. Этот стиль знаком в Крыму каждому ценителю графики — в нем работал Рамиз Нетовкин, прошлым летом переместившийся из этого мира в вечность. 



Кажется, он не умер, а просто ушел куда-то далеко по узким улочкам своих картин, уводящих зрителя в щемящий мир ностальгии. Бахчисарай, Евпатория, Белогорск… По-восточному нависающие над первыми вторые этажи, растрескавшаяся черепица, прорастающая сквозь брусчатку виноградная лоза… Этот мир странен и реален, он балансирует на грани прошлого и будущего, но все же удерживает равновесие.

История жизни Рамиза Нетовкина, наверное, не типична для крымского татарина. Родившийся  в 1960-м в поселке Алмазар Ташкентской области, он уже в 1975-м вернулся в Крым, спустя пять лет закончил Симферопольское художественное училище имени Самокиша, спустя девять лет вступил в Союз художников СССР. Уже с 1983 года выставлялся — в Бахчисарае, Симферополе, Ялте, Алуште, Эстонии, Польше, США, Турции. 




Признаюсь честно: работы художников (подчеркиваю: не бездарные, а хорошие работы) я совершенно по-обывательски условно делю на несколько групп. Первая — работы знаковые, вторая — необычные, третья — добротные и четвертая те, которые я очень хотела бы иметь у себя дома. Наследие Нетовкина отношу к четвертой, а также и ко всем предыдущим категориям. Похоже, со мной солидарны многие ценители графики и живописи, и не только крымские — картины художника находятся ныне в частных коллекциях США, Канады, Голландии, Германии, Израиля, Турции, Китая.  В чем секрет? Наверное, в том, что и живопись, и графика Нетовкина изящна, не навязчива — и не просто украшает интерьер, а затрагивает душу, заставляет задуматься, остановиться, оглянуться…

Картины художника эмоциональны, но не пафосны. Здесь нет взрыва чувств, есть, скорее, блуждание по лабиринтам памяти, ностальгия по утраченному — причем, не только крымскому, бахчисарайскому пейзажу. В конце выставки мой взгляд привлекла работа «Седнев», где Нетовкин в свойственной ему манере запечатлел российскую глубинку — деревянные домики, купола сельской церквушки. И в памяти всплыла бабушкина деревня Курень, которая уже перестала быть точкой на карте, оставшись лишь в воспоминаниях детства…
Звучит в картинах Рамиза Нетовкина и другая мысль — ничто не исчезает бесследно. Как, надеюсь, никогда не исчезнут и работы, оставленные художником этому миру. 


"КВ" № 52 от 24 мая 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий