четверг, 1 декабря 2011 г.

Владислав Флярковский: «Мне хочется «кушать» Симферополь и Крым без соли и перца!»




Марина ГУСАРОВА
Фото автора


В минувший понедельник в Международном медиа-клубе «Формат А-3» принимали Владислава Флярковского. Люди моего поколения прекрасно помнят этого известного тележурналиста, одного из основателей нового российского телевидения, а ныне - руководителя службы информации и ведущего «Новостей» телеканала «Культура».
«Я являюсь лицом самого себя, чего и желаю всем коллегам»
Профессиональный путь Владислава Флярковского насыщен интересными и успешными поворотами: с 1986 года в качестве репортёра, ведущего, комментатора, обозревателя, руководителя программ он работал в программах «Время», «Вести» «Подробности», «Неделя» и полюбившейся зрителям программе «Взгляд». В середине 90-х Флярковский был собственным корреспондентом и шефом бюро ВГТРК в Иерусалиме - первым постоянно аккредитованным в Израиле российским тележурналистом. Но 1 ноября 1997 года начал вещание Общероссийский государственный телеканал «Культура» – и это стало значимым событием в телевизионной жизни России, и, как оказалось позже, Владислава Флярковского. По его собственному признанию, именно на канале «Культура» Владислав Пьерович нашел всё то, что искал в журналистике долгих 25 лет. «Удивительно, но даже те, кто не смотрит наш канал, уверены, что только «Культуру» можно смотреть от начала и до конца. Получается своеобразный парадокс: специфический по содержанию канал оказался универсальным по восприятию», — говорит он.
- Перед вами – лицо телеканала «Культура» - представила ведущая собравшимся московского гостя, который сразу же заметил:
- Я не являюсь «лицом» ни телеканала «Культура», ни какого-либо другого. Я не эксперт, я не гуру отечественного телевидения – я вообще таковых не знаю. Я являюсь лицом самого себя, чего желаю и всем своим коллегам! И здесь я не для того, чтобы показать свое лицо, а чтобы посмотреть на ваши лица. Я очень люблю фотографировать, а вот людей не снимаю: мне они интересны «живьем»!
«Телеканал «Культура» - телевидение совершенно особенное»
Говорить о «Культуре» - то есть, о любимом телеканале – Флярковский может бесконечно.
- Я бесконечно рад, что работаю на «специализированном» телеканале, - признается он. – Это телевидение совершенно особенное, а факт его появления в 1997 году на телеканале «Россия» - явление в своем роде историческое. Достаточно того, что его инициаторами были Гранин, Ростропович, Лавров, Лихачев. Замечу, что мы показываем не искусство, так сказать, в чистом виде, а тему человека и искусства – это и шоу, и документалистика, и дискуссии, и новости. То есть, содержание наше резко ограничено духовной жизнью общества. Какая мы есть «ворона», не знаю, но точно не такая, как все! Появление такого телеканала – тем более, вещающего круглосуточно по всем четырем поясам, - наверное, непозволительная роскошь. Ведь мы не зарабатываем денег. Есть у нас и корреспондентская сеть – конечно, не такая мощная, как хотелось бы. К примеру, на Украине мы почти ничего не имеем. Впрочем, и богатым телеканалам такое не по карману – тот же Вадим Глускер с НТВ с высунутым языком носится по всей Европе!
- Канал «Культура» имеет стабильную, но все же небольшую аудиторию – и в некоторых телекругах считается примером антирейтинга. Не обидно ли вам это?
- Люди, которые так рассуждают, вероятно, выучив в школе таблицу умножения, остановились в развитии. Как в том анекдоте: «По два рубля покупаю, по четыре продаю и на два процента живу…». Есть показатель не только количественный, но и качественный. Качественный замер аудитории до сих пор никто не производил, а стоило бы. Да, наши зрители – это 3-5 процентов, но какие это люди! Деятели искусства, культуры, писатели, общественные деятели, журналисты - это интеллектуальная элита, которая влияет на общество, так сказать, опосредованно. Это бесценные 3-5 процентов!
- А каковы на вашем канале требования к журналистам?
Конечно, нужны глубокие знания в сфере культуры. В идеале – второе образование или хотя бы специальная подготовка.

«Ведущий не должен походить на андроида»
Далее разговор снова пошел о телевидении, телеведущих и телевизионном юморе. Услышав, вопрос, любит ли он КВН, Флярковский улыбнулся скептически:
- Я человек не клубный, не веселый и не находчивый! И вообще тот «юмор», который крутят сегодня на многих телеканалах, мне и моим коллегам не по душе, хотя все мы не лишены чувства юмора.
Отвечая на вопрос о снятии 9 сентября 2000 года из сетки вещания телеканала ТВЦ своей еженедельной аналитической программы "Неделя", Флярковский излагает свое творческое и человеческое кредо:
- Жестким я быть не хочу и глотку никому грызть не буду. Во-первых, я не такой, во-вторых, это глупо. Говорить с оппонентами предпочитаю аргументировано и с долей юмора. Помню, была у меня в программе «Неделя» рубрика «ШИК» - «Школа информационного киллера». К примеру, Сергей Доренко нес всякую чушь про оппонентов, мы просто разоблачали эти приемы, показывая, как на самом деле все это монтируется. И это было очень убедительно, ведь одно дело просто говорить людям: «Вам дурят башку!», а другое – наглядно продемонстрировать, как это делается. Помню, был у нас такой девиз: «Мы люди опытные, а не подопытные!».
- А каким, по-вашему, должен быть телеведущий?
- Главное – он не должен быть андроидоподобным. Должен отличаться. Можно даже картавить, шепелявить, но не быть клоном! Как говорила Карлсону Фрекен Бок, красивых, умных и в меру упитанных на телевидении хватает. Не хватает талантливых! Мне нравится выражение: « Культура - это всегда излишек». Это относится и к духовному миру. Наш канал дает зрителю такой «излишек», который делает людей мудрее, интереснее, талантливее. Так вот, у ведущего тоже должен быть этот самый «излишек».
- Какие программы смотрите на других телеканалах?
- «Закрытый показ» с Александром Гордоном. А новости – на канале «Россия 24» и на НТВ – их там по-прежнему делают довольно стильно, не боясь и шероховатостей. И это замечательно!

« На дне морском я нашел камушек в форме телевизора…»
Хотите – верьте, хотите – нет, но будущий путь Владислава Флярковского определился… в Крыму.
- Когда мне было шесть лет, я отдыхал с родителями на Южном берегу, в Мисхоре, в санатории «Марат», - вспоминает он. - И как-то нашел на дне морском камушек в форме телевизора!
Увы, в Симферополь Флярковский приехал всего на сутки.
- Мало, - признается Вячеслав Пьерович. – Я голоден, мне хочется «кушать» Симферополь и Крым без соли и перца!
- Зацепило ли что-нибудь вас во время короткой прогулки? – поинтересовались мы.
- Зацепило выложенное рельефом по фасаду одного из старинных зданий слово «Фотография», - улыбаясь, ответил гость. - И век назад там была фотография, и сегодня. Трогает неизменность происходящего: такое можно увидеть в самых разных уголках мира – Москве, Барселоне, Париже, Иерусалиме… Помню, как-то снимали мы фильм про Кузнецкий мост и спрашивали прохожих, что было в одном из старинных домов. Нам ответили: «Химчистка!» «А раньше?» «Не знаю, здесь всегда была химчистка!». Вот она, тяга к неизменности! Но менять мир вокруг себя необходимо – и эту тягу к изменению, а одновременно чувство связи времен воспитывает, в частности, и телеканал «Культура». Я много езжу – в том числе и по России. Недавно вернулся из Кирова – плакать хотелось! Депрессивный город - есть там, правда, и театр, и картинная галерея и даже галерею современного искусства открыли в подвале, но дороги – жуткие! Кстати, они чем-то похожи на симферопольские, только в Кирове улицы пошире. Да, можно жить, ничего не меняя, но я - за то, чтобы хотеть перемен и добиваться их!
На последний вопрос – чего можно ожидать от известного телеведущего в ближайшее время, Флярковский ответил:
- В самое ближайшее – плотно поужинаю и спать пойду! А когда вернусь, то ровно в 23.25 я уже должен сидеть в студии. Я всю жизнь работаю в прямом эфире – это и есть собственно телевидение, все остальное – продукт, созданный для показа. И если у меня вдруг дернется щека в нервном тике, зритель увидит это в тот же момент!

Досье «КВ»:
ФЛЯРКОВСКИЙ Владислав Пьерович. Родился 15 марта 1958 года в городе Октябрьский в Башкирии. Вскоре переехал с родителями в Баку, а школу окончил уже в Москве. В 1985 году — окончил факультет журналистики Московского государственного университета.
Был редактором отдела пропаганды Музея музыкальной культуры имени Глинки. С 1986 года в качестве репортёра, ведущего, комментатора, обозревателя, руководителя программ работал в разных телекомпаниях. Дольше всего (15 лет) в ВГТРК, на телеканале «Россия» и «Культура». Кстати, аналог «Культуре» есть только в Европе — франко-германский канал ARTE. Уже через семь месяцев вещания «Культуру» удостоили высшей телепремии премии "ТЭФИ" в номинации "Лучший проект года". Объем ежедневного вещания сегодня составляет более 20 часов, аудитория канала - более 100 миллионов человек.
"КВ" № 134 от 1 декабря 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий