вторник, 20 сентября 2011 г.

На полуострове отметили 150-летие переселения эстонцев в Крым




Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Крым всегда был многонациональным. Этот благодатный край обживали народы, пришедшие сюда и с востока, и с запада, привнося в его культуру и ментальность что-то свое. Полтора века назад приехали на землю Тавриды и переселенцы из Эстонии.

Из Эстляндии — в поисках лучшей доли

После Крымской войны 1953-56 годов степной Крым опустел — значительная часть крымских татар покинула Тавриду. И правительство России приняло решение пригласить туда переселенцев из далекой Эстляндии.

Эстонцы и в ту далекую пору подходили к делу неспешно и обстоятельно. Весной на земли Тавриды приехали из Эстонии доверенные лица, дабы ознакомиться с предложенными для переселения землями и деревнями: для переселенцев правительство предоставляло земли четырех уездов — Симферопольского, Евпаторийского, Перекопского и Феодосийского. И уже в августе 1861 года первые эстонские семьи прибыли в Крым. К 1864 году эстонские поселения занимали четыре деревни в Перекопском уезде, две – в Евпаторийском и две — в Симферопольском. Первым населенным пунктом, принявшим переселенцев, стала деревня Замрук (ныне — село Береговое Бахчисарайского района).
Конечно, без трудностей не обошлось — первоначально переселенцы были вынуждены ютиться в полуразрушенных татарских жилищах. Но вскоре свет в конце тоннеля забрезжил: через некоторое время каждый мужчина получил по 12-15 десятин земли, а каждая семья — еще и денежное пособие. Конечно, Крым мало напоминал далекую родину — на первых порах адаптироваться к жаркому солнцу, безводью и сухой почве было нелегко, но присущие эстонцам упорство и трудолюбие победили. Постепенно на месте старых деревень появились новые - с ухоженными просторными домами из ракушечника с черепичными крышами и плодовыми садами, школами, молельными домами и даже танцевальными площадками. Пахали, сеяли, косили, молотили переселенцы, используя конную тягу, а более зажиточные даже использовали молотилки на паровых двигателях.
Умели эстонцы, работать, умели и «культурно отдыхать». Под руководством школьных учителей проводились концерты, ставились спектакли. Детей учили играть на музыкальных инструментах — рояле и фисгармонии. Вообще образование у крымских эстонцев было на высоте — согласно переписи населения 1897 года, по числу умеющих читать и писать на родном языке эстонцы лидировали — грамотными из них были 77 % (для сравнения в среднем по Таврической губернии доля грамотного населения составляла 22-23%). Примечательно и то, что наука и духовность в эстонских школах шли, как говорится, рука об руку. В тех селах, где не было церквей (эстонцы, в большинстве своем были лютеранами), в школах проходили и молитвенные собрания, а практически все школьные учителя исполняли и обязанности кюстера (церковного служителя). Стоит ли удивляться, что именно они стали жертвами первых репрессий 20-х годов — времени остервенелой борьбы с религией?

Овеществленная память

Начало сентября стало для эстонской диаспоры временем выставок и фестивалей. Открывшаяся в Крымском этнографическом музее экспозиция «Эстонцы — 150 лет в Крыму» знакомит посетителей с жизнью диаспоры с конца XIX до середины XX века. Ровно сто представленных снимков из фонда этнографического музея и архива Крымского эстонского общества культуры — своеобразный экскурс в историю.

— Уже сама эта выставка показывает, что крымские эстонцы были людьми зажиточными, — замечает директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. – Не каждая семья в конце XIX века могла позволить себе пользоваться услугами фотографа. Каждый такой снимок сегодня — уже определенная историческая ценность. Поэтому огромное спасибо председателю Крымского эстонского общества культуры Мери Рудольфовне Никольской за то, что сохранила такое богатство!
Впрочем, богатством является и сама «эстонская» экспозиция музея — кстати, единственная на Украине.

Стоит отметить: эстонская диаспора Крыма никогда не была многочисленной — в период так называемого активного въезда она составляла примерно 2200 человек, а сегодня — всего от 600 до 700. Однако сильна она всегда была не числом, а уменьем. Эстонцы и сегодня проводят выставки и конференции, изучают родной язык и поддерживают тесные связи с исторической родиной, которая, надо отдать ей должное, соотечественникам за рубежом помогает исправно. Существует даже Общество поддержки крымских эстонцев, председатель которого Ааре Хиндремяе (так же, как и председатель Киевского землячества эстонцев Маре Литневска) вошел в число более чем двухсот гостей из Эстонии, прибывших на юбилейные торжества.

Далее фестивальное действо переместилось в села Краснодарка Красногвардейского района и Береговое Бахчисарайского районов, а также в Евпаторию, где прошла Международная историко-педагогическая конференция «150 лет эстонской педагогической деятельности в Крыму». Как рассказала нам член оргкомитета конференции Людмила Никифорова, ее участниками стали педагоги, специалисты по истории образования, работники архивов, этнографы, краеведы, богословы, лингвисты из Украины, Эстонии, Германии и России.


«Крымский сборник»: чтобы помнили

Точку в юбилейных торжествах поставила презентация книги «Крымский сборник — III» («Krimmi kogumik-III») — результата историко-педагогического исследования «Обучение детей крымских эстонцев в общинах и школах конца XIX в. — в 30-е годы XX в. Возрождение традиций в XXI в.», которая прошла в Крымской республиканской научной библиотеке им. Франко.

— Эта книга стала результатом совместной работы авторов из Эстонии, Крыма и даже из Германии, — рассказывает одна из создателей сборника Людмила Никифорова. — Это и Хельдин Аллик из Эстонии, и пастор Крымского округа Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины Йорг Малер, и сотрудник Государственного архива в АРК Елена Каркач, и сотрудник Крымского этнографического музея Ольга Гайворонская, и многие другие. А ее редактором стал присутствующий на презентации Тыну Тендер — советник по языковой политике Министерства образования Эстонии.
Одна из особенностей представленного издания — уникальная карта, на которой нанесено 105 топонимов — перечень сел и деревень на эстонском и русском языках и их современных названия — там, где эти населенные пункты сохранились.
Поделился впечатлениями и гость из России — профессор Европейского университета Санкт-Петербурга, доктор исторических наук, заведующий отделом Музея антропологии и этнографии (знаменитой петербургской Кунсткамеры) Юрий Березкин.
— За эти дни я получил массу впечатлений, — признался Юрий Евгеньевич. — Ваш полуостров — уникальное место, куда в разное время прибывали носители живой культуры и сосуществовали между собой. Конечно, в советское время часть этой многоликой культуры постарались «стереть» — когда я в детстве, юности отдыхал здесь, то видел лишь довольно безликую «курортную» культуру. Поражает, как из этой выжженной земли вновь пробиваются ростки того, что, казалось, безвозвратно утрачено — причем возрождение это идет с гораздо большим успехом, чем на это можно было надеяться. Да, нельзя вернуть людей, но воссоздать смыслы все-таки можно. И авторам сборника это удалось.
Собирать по крупицам то, что, казалось, ушло навсегда, нелегко. Но «Крымский сборник — III» — яркий пример того, как совместными усилиями можно вернуть из небытия историю целой диаспоры, рассказать о людях, превращавших засушливый степной Крым в благодарный край, отдававших душу и сердце воспитанию детей и сохранению культуры. Теперь один из экземпляров этой книги, вышедшей тиражом всего 500 экземпляров, пополнит и фонды республиканской научной библиотеки им. Франко. Чтобы не забывали: есть в соцветии народов Крыма и эстонцы.

"КВ" № 103 от 20 сентября 2011 года

3 комментария:

  1. Статья написана правильно ,но не полною Ничего не сказано про открытие памятника 150- летия прихода эстонцев в Крым и мемориала погибшим эстонцам во время ВОВ и растреляным ,а потом реабилитированным эстонцам Крыма во время политических репрессий 1937-1953 гг в селе Краснодарка.
    Председатель эстонского общества г.Севастополя
    Эрих Каллинг

    ОтветитьУдалить
  2. Год исправьте - Крымская война была немного раньше. )

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить