пятница, 22 апреля 2011 г.

Заключенных симферопольской исправительной колонии убеждают пользоваться их правами

Алексей АРУНЯН, фото автора

Согласно комплексной оценке социально-экономического развития регионов, недавно презентованной Кабмином Украины, Крым занимает первое место по уровню преступности среди административно-территориальных единиц страны. В этих условиях, особую общественную значимость приобретает задача реабилитации и социальной адаптации заключенных. Для того, чтобы выяснить, как на полуострове организован этот процесс, мы решили посмотреть на него, так сказать, «изнутри» — и отправились в симферопольскую исправительную колонию № 102, где представители социальных служб и властей Крыма проводили брифинг для заключенных.

За решеткой

Колония № 102 находится в черте крымской столицы, в прямом смысле в местах не столь отдаленных от ж/д вокзала Симферополя. Въезжая в промышленную часть города через железнодорожный переезд, можно увидеть приземистые серые здания, огороженные высоким забором из металлической решетки и колючей проволокой. Здесь отбывают наказание люди, обвиненные в совершении преступлений различной степени тяжести.

Пройдя несколько блокпостов проходной, попадаем на территорию исправительной колонии. Здесь трудно обнаружить какой-то специфический тюремный антураж: при входе в учреждение нам открываются пейзажи, типичные для обыкновенной заводской зоны. Проходим мимо сварочного и заготовочного цехов и церкви, оказываемся у клуба — места проведения брифинга.

По задумке организаторов мероприятия — активистов правозащитной организации «Айболит» — во время встречи заключенные смогут получить интересующую их информацию о том, какую помощь государство сможет оказать им после выхода из мест лишения свободы. Как пояснила психолог проекта Вероника Рогожкина, к проведению встречи инициаторов мероприятия побудили, как нежелание бывших заключенных пользоваться своими правами, так и произвол чиновников, особо не желающих контактировать с лицами, вышедшими из тюрьмы:

— Мы столкнулись с такой проблемой: заключенные не хотят идти к представителям исполнительной власти и что-то у них просить, — отметила психолог. — С другой стороны, и не всякий чиновник говорит с бывшим заключенным этично и культурно, хоть и обязан это делать.

Диалог жителей колонии и сотрудников госучреждений проходил очень живо: заключенные проявили большой интерес к гостям «со свободы» и засыпали их вопросами и комментариями. Среди наиболее часто поднимавшихся тем — получение материальной помощи, восстановление паспорта, лечение туберкулеза и оказание других медицинских услуг.

«Час кантовки — год здоровья»

Медицинские проблемы, с которыми столкнулись заключенные, имели различные проявления и степень сложности. Один из осужденных жаловался, что до попадания в колонию он не успел долечить сломанную руку, и не знает, куда обращаться по вопросу лечения по окончанию срока заключения. Другой сетовал на то, что в общей сложности провел в исправительных учреждениях 16 лет, отчего его хронические заболевания перешли в острую форму.

У спикеров брифинга было мало аргументов, с помощью которых они могли бы успокоить собеседников. Действительно, законодательство не предоставляет каких-либо привилегий либо льгот в получении медпомощи для лиц, вышедших из мест заключения. Юрист Алена Лунина, выступавшая экспертом в программе «Мониторинг Закона «О социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы», утверждает, что большинство пунктов этого нормативного акта имеют чисто номинальных характер.

— По теме здравоохранения в законе прописано только, что лица, вышедшие из мест лишения свободы получает медицинскую помощь по месту жительства, — комментирует ситуацию юрист.

Лидировала же среди вопросов медицинского характера традиционно тема туберкулеза. Присутствовавшая на брифинге заведующая симферопольским противотуберкулезным диспансером Лилия Мамотенко заверила: лечение этой опасной болезни осуществляется бесплатно, для чего в крымской столице созданы необходимые условия.

— Если у вас выявлена активная фаза туберкулеза либо рецидив, вы будете лечиться, в зависимости от вашего состояния, в амбулаторных или стационарных условиях, — успокоила она присутствующих. — Все необходимые препараты в Крыму в наличии имеются.

Из заключенных — в граждане

Второй по популярности проблемой, которой касались участники брифинга, была утеря паспорта. На этапе следствия, в большинстве случаев, главный документ гражданина у подсудимых теряется. Восстановление паспорта и для людей, не имеющих проблем с законом, дело не из приятных. А для лиц, отрезанных от мира высоким забором с колючей проволокой, — сложнейшая многоэтапная бюрократическая процедура.

Случаи утери документа, которыми делились заключенные с приглашенными гостями, чаще всего были довольно запутанными и требующими индивидуальной консультации. По словам начальника сектора гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Железнодрожного района Валентины Прокопович основным «тормозом» в процессе восстановления паспорта является то, что в самих колониях отсутствуют ответственные за это направление работы.

— Мы не имеем права нарушать сроки оформления паспорта и оформляем его строго за месяц — процесс застревает на этапе сбора документов в самой колонии, — отметила она. — К сожалению, этим занимаются лица, для которых сбор документов является не основной функциональной обязанностью, а лишь дополнительной нагрузкой. К тому же, ответственные за это часто меняются – соответственно, и процесс затягивается.

Еще одна проблема, связанная с переоформлением паспорта, — сложность доказательства того, что человек, подавший заявку на восстановление, является гражданином Украины. Согласно действующим нормам, это может подтвердить только прописка или регистрация по месту жительства, данные о которой у заключенных зачастую утеряны.

Для того, чтобы восстановить документ, нужно запастись терпением, и проявить силу воли, что в условиях заключения является задачей не из легких. В завершающей части брифинга (как бы в подтверждение того, что получения паспорта — дело хоть и непростое, но выполнимое) одному из заключенных был вручен паспорт. Зал выразил радость за товарища дружными аплодисментами.

Путевка в жизнь

Еще одним лейтмотивом беседы стали жалобы заключенных на тяжелое материальное положение и отсутствием жилья после выхода на свободу (именно эти факторы — основные причины совершения новых преступлений). Однако представители госучреждений и социальных служб призвали присутствующих даже в самой сложной ситуации не опускать руки, более того — гарантировали оказание помощи бывшим заключенным со стороны государства.

Начальник управления социального обслуживания Министерства социальной политики Анна Агопьян объяснила собравшимся механизм получения материальной помощи. По ее словам, максимальных размер предоставляемой суммы составляет 1400 гривен. Однако в таком объеме поддержка оказывается лишь лицам, оказавшимся в экстремальной ситуации. За получением же небольших сумм начальник управления порекомендовала обращаться в территориальные центры социальной защиты, которые по долгу службы обязаны оказывать помощь лицам, вышедшим из мест лишения свободы. По заверению представителя Минсоцполитики, предоставляемых сумм достаточно для погашения затрат на оформление паспорта и реализации первичных нужд.

Гости, приглашенные на брифинг, попытались убедить присутствующих, что ситуация не является безнадежной даже для тех, у кого отсутствует жилье. По словам главного специалиста отдела по вопросам социальной политики симферопольского горсовета Татьяны Булгаковой, для временного обеспечения нуждающихся в месте проживания в крымской столице действует Центр учета граждан:

— Мы предоставляем до 40 мест. Любой нуждающийся может претендовать на получение такого места временного проживания при условии предоставлении флюорографии. Жителям центра предоставляется и одноразовое питание. А находиться там человек может от недели до двух. По окончании встречи заключенных ожидали подарки: каждый получил брошюру, содержащую краткую информацию о возможности получения помощи от государства после выхода из мест лишения свободы.

По данным организации «Айболит», около 60 процентов бывших заключенных не пользуются своими правами и не обращаются в органы исполнительной власти. Правозащитники обещают работать над изменением этой статистики и заявляют, что данная встреча — только очередной этап их деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий