четверг, 17 марта 2011 г.

От пацанки — до панянки, от шкета — до атлета


Система интернатных учреждений Крыма: новый подход

Марина ГУСАРОВА

Фото автора

Министр науки и образования, молодежи и спорта автономии Виталина Дзоз (на фото) не скрывает: реформа (а точнее — оптимизация) сети интернатных учреждений Крыма — дело сложное, требующее не только солидной финансовой подпитки, профессионального подхода и нестандартных решений, но и поддержки — в том числе и средств массовой информации.

Для справки: сегодня в 22 интернатных учебных заведениях Крыма живут и получают образование 3635 детей. 882 из них сироты, и дети, лишенные попечения родителей.

Интернат интернату рознь

Однако не все из этих заведений можно отнести к классическим «богоугодным» — с обделенными любовью ребятишками, выкрашенными в «казенные» цвета помещениями и столовыми, пропахшими неистребимым «ароматом» кислого борща. К примеру, право обучаться в интернате для одаренных детей в Танковом, учебно-воспитательном комплексе «интернат- лицей искусств» в Керчи и алуштинском интернате-лицее с усиленной военно-физической подготовкой еще надо заслужить. А выпускников этих учебных заведений ждут в самых престижных вузах.

Четыре санаторных школы-интерната, расположенные в живописных приморских уголках, также собирают под своей крышей обычных детишек из благополучных семей, просто здоровьем слабых — для лечения и реабилитации.

В двух специнтернатах для слабослышащих детей — в Симферополе и Феодосии — находятся дети, живущие, так сказать, «на другой волне», которым квалифицированные специалисты помогают максимально адаптироваться в окружающем мире. Примерно из «той же оперы» — и Лозовской интернат для детей с нарушениями речевого аппарата.

Как заверила журналистов Виталина Алексеевна, всех вышеперечисленных учебных заведений (плюс три детских дома) оптимизация не коснется. А вот остальные, где, по ее словам, «дети просто пребывают, не получая нужного воспитания и образования», уже в самом скором времени ждут большие перемены. 1 марта нынешнего года уже принято постановление Совета министров АРК «О переименовании республиканских учебных заведений», согласно которому четыре крымских школы-интерната будут работать уже в новом статусе.

Одним — образование высшее, другим — профессиональное

Виталина Дзоз откровенно призналась: одна из основных причин оптимизации — финансовая:

— Когда мы получили бюджет на 2011 год, то поняли — либо мы распределим эти деньги по учреждениям согласно оптимизации, либо они просто уйдут в песок.

Вторая причина — интересы самого ребенка. Ни для кого не секрет — в интернатах детям живется плохо или очень плохо. И дело не в злых воспитателях — большинство работников интернатов люди как раз совестливые и сердобольные — а в том, что перспективы практически у всех воспитанников интернатов сегодня одинаковы: образование — по минимуму, после школы — в лучшем случае ПТУ и обеспечение общежитием. Путь же в вузы таким выпускникам в большинстве случаев заказан.

Виталина Дзоз уверена: в первую очередь необходимо попрощаться с позорным статусом «ребенок-сирота». Критерий для определения уровня интернатного заведения для воспитанника, по мнению министра, должен быть только один: соответствует ли интеллект норме, или нет. Причем проверяли воспитанников, можно сказать, детально — чтобы избежать досадных ошибок, способных искалечить судьбу ребенка, педагоги и психологи обследовали каждого, кто переводится в новый интернат, создав специальную базу личных дел.

Увы, после обследования общая тенденция оказалась не столь утешительной, как хотелось бы. Детей с «не нормой» интеллекта, среди воспитанников интернатов, к сожалению, большинство. Но есть и те, кому вполне по силам получить не только качественное среднее, но и высшее образование. Немаловажная деталь: в интернатах и первой, и второй группы обучение будет раздельным.

Изобретать велосипед разработчики проекта не стали, обратившись к лучшим примерам, как царской России, так и СССР.

Счастливые обладатели «нормы» интеллекта, по их замыслу, получат самое престижное образование. Симферопольская школа-интернат на улице Гагарина станет интернатом-гимназией для девочек с углубленным изучением иностранных языков (причем преподавание будут осуществлять носители языка). Проект, который уже находится в разработке, предусматривает, как уже делалось в известной телепередаче, превращение «пацанки» в «панянку» — в гимназическом перечне предметов — курсы танцев, манер, ведения домашнего хозяйства.

— Не секрет, что воспитанницы интернатов выходят из их стен совершенно не подготовленными к жизни, — отметила Виталина Дзоз. — Порой она даже чай самостоятельно заварить не могут! А уж о том, как быть женой, матерью, как строить взаимоотношения в семье и понятия не имеют. И наша задача — восполнить этот пробел.

Мальчиков «с нормой» направят в Керченский интернат №1, на базе которого создадут принципиально новое учебное заведение со спортивно-техническим профилем. Дальнейшая же цель обучения в этих двух заведениях — получение их выпускниками высшего образования.

Что же делать тем, чей интеллект не дотягивает до нормы? Получать профессию — уверены разработчики программы. На базе Чеботарской (для девочек) и Гвардейской (для мальчиков) спецшкол-интернатов будут организована курсовая подготовка. Ребят обучат профессии садовника, сапожника, плиточника, девочек — вязанию, шитью, вышиванию. При этом состоянию умственного и физического здоровья воспитанников будет уделяться самое пристальное внимание.

И оздоровление, и туризм…

Еще два заведения — Черноморская специальная общеобразовательная школа-интернат и Соколинская общеобразовательная школа-интернат — после проведения оптимизации превратятся, соответственно, в оздоровительный лагерь «Черноморье» и туристический центр «Сокол». Как пояснила министр, это будут не имеющие аналогов в Крыму оздоровительные учреждения:

— В Черноморское мы будем отправлять воспитанников интернатов на летний отдых. Я уже выезжала туда — просить руководство поссовета выделить отдельный пляж. А в Соколином появится настоящий туристический центр с квалифицированными инструкторами — предложения по их подготовке уже поступили от побывавших у нас представителей Харьковской спортивной академии.

Кадры: сохранят, но не всех

Виталина Дзоз не скрывала: в процессе оптимизации возникнет еще один важный и для многих весьма болезненный вопрос — кадровый.

— Мы изо всех сил будем пытаться сохранить специалистов, работающих в интернатных учреждениях Крыма, — подчеркнула она. — Но, согласитесь, разве нормально, что на 59 воспитанников того же Гвардейского интерната приходится 120 сотрудников. Какой бюджет это выдержит? Конечно, сегодня главная задача — по максимуму обеспечить работой квалифицированные кадры. Конкурс «Воспитатель года», который прошел в Евпатории, показал: воспитатели, работающие в школах-интернатах — это особая каста. Но полностью избежать сокращений все же не удастся — в основном они коснутся сотрудников пенсионного возраста, особенно работающих в отделенных учреждениях.

В заключение — о вопросах организационных и финансовых. Финансирование этого масштабного проекта — около четырех миллионов гривен (в среднем по миллиону на каждое учреждение). Затем подвергшиеся оптимизации учреждения будут одно за другим закрываться на капитальный ремонт (с 1 апреля он уже начнется в Гвардейской школе-интернате). В министерстве образования и науки, молодежи и спорта надеются: 1 сентября дети зайдут в совершенно новые здания, которые будут оборудованы по последнему слову техники.


Кстати.

Проведенный Министерством образования и науки, молодежи и спорта автономии мониторинг показал: за последние пять лет количество воспитанников в школах-интернатах сократилось на 43%, сама же сеть интернатных учебных заведений не претерпела необходимых изменений, позволяющих воспитанникам получить максимум знаний и умений в стенах своего учебного заведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий